Куда движется Россия? Этот извечный вопрос, который задают себе сами россияне и внешние наблюдатели, сегодня становится особенно актуальным. Во множестве отношений 2017 г. кажется переломным годом. В экономическом плане страна начала выходить из рецессии. Серьезные споры сегодня разворачиваются в Москве о стратегии развития страны и о ее траектории в среднесрочной перспективе. Мы также находимся на пороге нового политического цикла. После парламентских выборов сентября 2016 г. Россия, по сути, вступила в президентскую кампанию и готовится к четвертому сроку Владимира Путина. Пока что будущее содержание этого срока еще не определено. Говоря другими словами, на кону находится ни много ни мало то, какой страна будет к 2025 г.
******
В течение последнего времени международная повестка дня вновь заняла самое важное место в российской политике, и это нашло свое отражение в Ежегодном докладе Центра Обсерво. В Сирии Москва реализовала большинство своих целей. В военном плане власти Дамаска и их союзники достигли значительных успехов, самым символическим из которых было занятие восточных районов Алеппо в декабре 2016 г. В политическом плане запуск переговорного процесса в Астане сделал очевидным отстранение Запада, и в частности европейцев, от сирийского досье. Очевидно, что возвращение России на Ближний Восток вписывается в долгосрочную стратегическую перспективу. В настоящий момент, однако, проявляются проблемы. То, что составляет сильную сторону стороны Москвы – способность вести диалог со всеми участниками конфликта, – достигает своих все более и более серьезных ограничений. Другим важнейшим дипломатическим вопросом с точки зрения Москвы, конечно же, является будущее отношений с Вашингтоном. Спустя более чем полгода после президентских выборов в Соединенных Штатах вероятность наступления больших перемен (положительных) представляется уменьшившейся. В самом деле, с самого прихода в Белый дом Дональд Трамп подвергался нападкам истеблишмента, который сделал «русское досье» главным предметом атак на нового президента. За заключение «сделки» с Владимиром Путиным придется заплатить высокую политическую цену. И если мы не можем исключить того, что попытки двигаться в этом направлении будут предприниматься, в особенности во время прямых контактов лидеров двух стран, ничто не говорит в пользу того, что Россия, которая сама ждет уступок со стороны части Запада, будет готова пройти свой отрезок пути для выхода из конфронтационной логики, которая устраивает многих в Москве. Наконец, 25 лет спустя после распада СССР, мы рассматриваем тему российской политики на постсоветском пространстве. Здесь, в так называемом «ближнем зарубежье», согласно выводам экспертов Центра Обсерво, происходят процессы, обратные тем, которые мы видим на других направлениях внешней политики Кремля. В этом приоритетном для России регионе, где сосредоточены ее стратегические жизненные интересы, влияние Москвы, как представляется, уменьшается и процессы фрагментации продолжаются. Помимо украинского кризиса, который рискует надолго испортить российскую дипломатическую повестку, под вопрос ставится также устойчивость союзов с Белоруссией и Казахстаном. Выработка постимперской политики в конце концов оказалась одним из крупнейших провалов российского руководства начиная с 1991 г.
******
Доклад «Россия 2017» также содержит подробный анализ процессов, происходящих в самой России: будь то экономические, политические и социальные изменения или региональные вопросы. В то время как подтверждается окончание кризиса, самого длинного с начала 2000-х гг., главный вопрос отныне касается возможных реформ. Запустит их или нет российское правительство летом 2018 г.? Выбор, который предстоит сделать, напрямую будет связан с расстановкой политических сил в Москве. С этой точки зрения сигналы, поступающие в последние месяцы, носят весьма противоречивый характер. Парламентские выборы в сентябре 2016 г. скорее усилили консервативные тенденции во властных кругах. Однако некоторые назначения, сделанные Владимиром Путиным, в частности Сергея Кириенко на пост главы управления внутренней политики администрации президента, говорят о желании применять более тонкие подходы к регулированию политических процессов в связи с приближением президентских выборов в марте 2018 г. В свою очередь, российское общество, кажется, погрузилось (или вновь погрузилось) в апатию, «крымский» эффект в значительной степени рассеялся. Неудивительно, что прежде всего россиян беспокоят социально-экономические вопросы. Но, как это ни парадоксально, несмотря на неопределенность возникшей «новой реальности», некоторый посткризисный оптимизм остается, если верить социологическим опросам. Обновление губернаторского корпуса и присоединение Крыма к Южному федеральному округу летом 2016 г. представляют собой наиболее значимые политические события в российских регионах. Вопреки обыкновению, Северный Кавказ давал сравнительно мало поводов для разговоров о себе, в отличие от Санкт-Петербурга, где планируемая передача Исаакиевского собора РПЦ вызвала бурные дискуссии, и от Татарстана, чей имидж успешного региона было несколько омрачен громким закрытием двух крупных банков в начале 2017 г. В этом юбилейном выпуске Ежегодный доклад Центра Обсерво также затрагивает тему российской политики по созданию портовой инфраструктуры на Балтике и экологических проблем озера Байкал.
******
Франко-российские отношения, трехсотлетие установления которых мы отмечаем в этом году, значительно ухудшились в последние месяцы. После положительных сигналов, которыми было отмечено начало 2016 г. (визиты французских министров в Москву и ряд их заявлений в пользу отмены санкций, в том числе Эммануэля Макрона, тогда занимавшего пост министра экономики), безусловно произошел откат назад. В значительной степени это можно объяснить битвой за Алеппо осенью 2016 г., которая вызвала со стороны французских СМИ и властей резкую критику действий Москвы. Новым стало появление «русского вопроса» на праймериз правоцентристов, а затем и в ходе президентской кампании. Французские министры обороны и иностранных дел сделали в начале 2017 г. беспрецедентные заявления против возможного вмешательства со стороны Москвы в избирательный процесс. Эта тема зазвучала с новой силой после встречи в конце марта 2017 г. президента России Владимира Путина с кандидатом от Национального фронта Марин Ле Пен. По сути, в последнее время Россия превратилась во Франции из внешнеполитической темы в сюжет внутренней политики.
В то же время не все так плохо между нашими странами. Экономические отношения вновь начали развиваться после двух сложных лет. Французские компании продолжают делать значительные инвестиции в Россию, в страну, в потенциале которой они никогда не сомневались и которую они не покидали в самые сложные моменты кризиса. Культурные связи по-прежнему играют роль моста, связывающего наши общества: выставку коллекции Щукина в Париже посетило более миллиона человек, на выставке в Кремле «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель» были представлены экспонаты, которые покинули территорию Франции впервые за восемь веков. Полет Тома Песке на борту МКС напомнил о давних и исключительных связях Франции и России в космической области.
Возможен ли новый старт отношений между Парижем и Москвой? Вне всяких сомнений. Президентские выборы во Франции могут этому поспособствовать, какой бы ни была фигура нового президента Пятой республики. В то же время несколько условий должны быть для этого выполнены. С французской стороны в подходах к России вновь следует вернуть здравый смысл, историю и географию. С российской стороны – равноудаленность к французским политическим силам и, в более общем плане, большую сдержанность, что значительно упростило бы налаживание отношений. Не помешало бы и немного больше любопытства и добросовестности у журналистов обеих стран. Информационный фон составляет одно из самых серьезных препятствий нормальному развитию отношений между Францией и Россией.
******
«Россия 2017», как и предыдущие издания Ежегодных докладов Центра Обсерво, является плодом коллективного труда. Я хотел бы в первую очередь поблагодарить всех авторов этого юбилейного пятого доклада. Анна Кольдефи-Фокар координировала переводы. Софи Поше и Жан Радвани придумали и разработали картографические материалы. Алина Решетова, Галина Кузнецова, Елена Вагина и Антон Рамов занимались вычиткой, корректурой и версткой текстов. Их преданность и профессионализм вызывают глубокое уважение.
Настоящее издание и, в принципе, Центр Обсерво не смогли бы появится на свет без поддержки и доверия Эммануэля Киде, президента Франко-российской торгово-промышленной палаты (CCI France Russie), Геннадия Тимченко и Патрика Пуянне, сопредседателей Экономического совета CCI Francе Russie. Моя благодарность им безмерна.
По завершении этих пяти лет – ударной пятилетки, как сказали бы некоторые, – я хочу выразить свою признательность команде Франко-российского центра Обсерво, членам Научного совета и всем нашим партнерам, знакомым и друзьям, которые были с нами как в хорошее, так и в сложное время начиная с весны 2012 г. Вперед, к новым свершениям!
(Москва, 21 апреля 2017 г.)