С 20 июня по 1 июля 1966 г. генерал де Голль нанес официальный визит в СССР. В сопровождении своей супруги Ивонны, сына Филиппа, министра иностранных дел Мориса Кув де Мюрвиля он посетил Москву, Ленинград, Волгоград, Новосибирск, Киев, провел переговоры с высшими советскими руководителями, в итоге которых были подписаны Совместная декларация и ряд соглашений о развитии политического, экономического, научно-технического, культурного сотрудничества между Францией и СССР.
В ходе поездки генерал более 30 раз выступал публично, в том числе с балкона Моссовета, перед студентами и преподавателями МГУ им М.В. Ломоносова, на мемориале героям Сталинградской битвы – Мамаевом кургане, на космодроме Байконур, возложил венок к могиле Неизвестного солдата.
«Оба правительства согласны с тем, что проблемы Европы должны быть прежде всего рассмотрены в европейских рамках. Они высказались за то, чтобы государства континента прилагали усилия к созданию условий, необходимых для соглашений, которые следует заключить, и, в частности, чтобы была установлена атмосфера разрядки между всеми странами Запада и Востока, поскольку такая атмосфера благоприятствовала бы сближению и согласию между ними и, следовательно, рассмотрению и урегулированию возникающих проблем», – подчеркивалось в Совместной декларации, подписанной по итогам визита.
Считая, что собственное сотрудничество между Советским Союзом и Францией может внести в такую эволюцию решающий вклад, стороны решили создать постоянный механизм регулярных консультаций на всех уровнях, включая высший.
Восприятие тех или иных событий современниками и их потомками, политиками и историками с течением времени неизбежно меняется – одни навсегда уходят в прошлое, тогда как другие оказываются прорывом в будущее, а иногда и уроком для настоящего. Сегодня, полвека спустя после того, как генерал де Голль первым из западных лидеров пересек «железный занавес», разделивший Европу и мир после Второй мировой войны на два непримиримых враждебных лагеря, о результатах голлистской стратегии «открытия на Восток» можно судить достаточно обоснованно.
Значение этого визита определялось его международным контекстом. Кризис вокруг Западного Берлина в 1958–1961 гг. напомнил о том, что проблема закрепления территориальных и политических итогов Второй мировой войны и ее сердцевина – будущее разделенной Германии – остается открытой. В условиях конфронтации разделивших Европу двух военных блоков и «холодной войны» между ними эта ситуация была постоянно чревата постоянным риском широкомасштабного вооруженного конфликта с непредсказуемыми последствиями.
Между тем на Дальнем Востоке неуклонно набирала обороты война США во Вьетнаме. Массированные бомбардировки американской авиацией Северного Вьетнама и Камбоджи грозили втянуть в боевые действия соседнюю КНР, отношения которой с Советским Союзом на фоне маоистской культурной революции также обострились до предела.
Взрывоопасный характер сохраняло перманентное противостояние Индии и Пакистана, Израиля и арабских стран, уже не раз выливавшееся в войны в прошлом и грозившее новыми в будущем.
Причем наличие жестких блоковых структур с взаимосвязанными звеньями могло превратить любой региональный конфликт в детонатор цепной реакции глобального масштаба.
На первый взгляд может сложиться впечатление, что визит де Голля в СССР остался всего лишь ярким, колоритным, но преходящим эпизодом в драматической истории «холодной войны»: в самом деле, уже к концу 70-х гг. прошлого века инициированная им разрядка международной напряженности сменилась очередным витком жесткой конфронтации.
Однако такое впечатление было бы ошибочным. После того как де Голль во время визита в Пномпене (Камбоджа) заявил о бесперспективности вьетнамской войны, в Париже начались американо-вьетнамские переговоры, завершившиеся сначала перемирием, а затем объединением страны.
После индо-пакистанского (1971 г.) и двух очередных арабо-израильских (1967, 1973 гг.) конфликтов стабилизировалась ситуация в Южной Азии, а отчасти и на Ближнем Востоке, причем в первом случае важную посредническую роль сыграл СССР, а во втором Франция.
Наконец самым важным результатом советско-французского сближения, начало которому было положено визитом генерала, стало возникновение новой системы межгосударственных отношений в Европе. Достигнутые в ходе визита договоренности на двустороннем уровне создали работающую модель отношений между государствами с различными системами, которая получила затем правовые и институционные рамки общеевропейского масштаба на совещании в Хельсинки. Без этого механизма, подкрепленного комплексом соглашений о контроле над вооружениями, коренная ломка глобальной структуры международных отношений в последней четверти ХХ в. – «бархатные революции» в странах Центральной и Восточной Европы, воссоединение Германии, наконец распад СССР имели серьезные шансы вылиться в ядерную мировую войну.
Генерал де Голль давно предупреждал о реальности такого катастрофического сценария. По его мнению, с тех пор как между США и СССР установился примерный паритет потенциалов ракетно-ядерного оружия, «равновесие страха» неизбежно девальвирует американские обязательства перед их партнерами по НАТО. Более того, оно чревато риском превращения Европы либо в поле боя двух сверхдержав, либо в объект глобальной сделки между ними за ее счет («супер-Ялта»). В таких условиях, считал генерал, европейцам следует искать гарантии своих интересов не только в рамках трансатлантических связей, но и самостоятельно, причем именно Франция призвана показать им в этом пример. «Если есть голос, который может быть услышан, действие, которое может быть эффективным по созданию порядка вместо “холодной войны”, то это прежде всего голос Франции», – заявлял генерал.
Убедительным доказательством справедливости такого анализа стал кубинский кризис (октябрь 1962 г.), когда мир оказался на грани глобальной катастрофы. Твердо поддержав в ходе его США в рамках Североатлантического союза, генерал сделал из его уроков практические выводы. Речь шла, с одной стороны, о создании Францией независимой ядерной «ударной силы» сдерживания, а с другой – о диалоге с основными центрами современного мира, который рано или поздно должен превратиться в многополюсный.
Важнейшими вехами на этом пути стали подписание Эвианских соглашений, завершивших войну в Алжире (1962 г.), Елисейского договора с ФРГ, который скрепил историческое франко-германское примирение (1963 г.), наконец признание КНР (1964 г.). Все эти шаги значительно расширили свободу действий французской дипломатии на основе деголлевской триады «разрядка, согласие, сотрудничество в Европе от Атлантики до Урала», впервые озвученной во время визита генерала в СССР.
Первая часть этой триады – «разрядка» – имела в виду создание благоприятной психологической атмосферы для переговоров. Речь шла об отказе от демонизации партнера, предъявления ему ультимативных требований, связанных с различием ценностных категорий. В мировоззрении де Голля судьбы народов и государств определяли в конечном счете не идеологии или политические режимы, а государственные интересы, связанные с их национально-культурной идентичностью.
Отсюда естественно вытекала вторая часть триптиха – «согласие», т.е. поиски компромисса по спорным вопросам, который признавал бы законные интересы сторон. Причем гибкий прагматизм де Голля в процессе таких поисков отнюдь не мешал ему проявлять непримиримое упорство там, где дело касалось чести, достоинства и «ранга» Франции как великой державы.
Наконец, третий принцип – «сотрудничество» – имел в виду приоритет конкретного взаимодействия в сфере экономики, науки и техники, культуры с расчетом на то, что складывающаяся на этой почве взаимозависимость создаст материальную основу для достижения в будущем политических целей. «Культура, наука, прогресс – вот что в нашу эпоху пробуждает и оправдывает национальные амбиции, а не мечты о завоеваниях и господстве, как прежде. Вот что должно сближать народы сегодня, в условиях современной цивилизации. Вот во имя какой цели должен отвечать новый союз России и Франции!»
Действительно, уже до визита, в ходе и после него был подписан ряд важных соглашений о развитии торговли, научно-технического, культурного сотрудничества, в том числе в таких ключевых сферах, как мирное использование атома, космос, энергетика, медицина, сельское хозяйство и т.д. Для их реализации были созданы общие институционные рамки в виде межправительственной «Большой» и «Малой» комиссий с рабочими группами по отраслям. Тогда же впервые возник первый вариант франко-советской торгово-промышленной палаты, в деятельности которой приняли участие сотни предприятий с обеих сторон.
Сегодня, когда мир, окончательно ставший многополярным, вступает в трудный период адаптации к новым реалиям, увеличивая риски выхода связанных с этим конфликтов из-под рационального контроля, неоценимую помощь может оказать опыт прошлого, в котором история визита генерала де Голля в СССР в 1966 г. навсегда занял почетное место.