Fr Fr

Глава 2. Внутренняя политика и общество

Шнирельман Виктор
1 ноября 2018

"Православие или смерть: православные фундаменталисты в действии"

В 2010 г. к суду был привлечен отец Василий за любительские фильмы на основе его проповедей в Казанском храме села Иваньково Кимовского района Тульской области. Среди фильмов, содержавших ксенофобские и антисемитские заявления, был один под названием «Православие или смерть!» Не успела прокуратура вынести свое обвинительное заключение, как музыкальная группа «Алиса» под руководством К. Кинчева вышла на концерт в Петербурге в футболках с надписью «Православие или Смерть!» Этот лозунг полюбился русским монархистам в 1990-е гг. и стал символом православного фундаментализма. Он и был взят художником И. Мирошниченко за основу дизайна футболок, которые охотно носят православные радикалы.

Впервые православные монархисты заявили о себе в Москве в конце 1980-х гг., когда возник ряд движений «русского черносотенного монархизма» (концевая сноска 1): Союз «Христианское возрождение», Союз православных хоругвеносцев, «Братство во имя святого царя-мученика Николая II» и др. Они занимаются пропагандой монархических идей и созданием культа Николая II, Распутина и Ивана Грозного (концевая сноска 2), борьбой с введением цифровой документации и глобализмом (концевая сноска 3), а также радикальной уличной активностью.

За последние 25 лет русский радикализм проделал причудливую траекторию от «красно-коричневых» 1990-х гг. (концевая сноска 4) через скинхедов первого десятилетия 21 века до православных радикалов 2010-х лет. Если первые были шокированы революционными преобразованиями начала 1990-х гг. и всячески пытались им противодействовать, а вторые выступали против «чужаков» в лице мигрантов, то третьи позиционируют себя защитниками традиционных ценностей в лице православия как неоспоримой основы русской культуры и русской идентичности. Православные радикалы выступают защитниками установленного порядка, всячески демонстрируя свою лояльность государству. Они опираются на принятые в июне 2013 г. законы «О защите чувств верующих» и «О запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних».

По сути, в последние годы в России вспыхнули культурные войны, давно известные на Западе. При этом наивысшего накала они достигают тогда, когда на кону оказываются религиозные ценности и главным критерием оценки действительности становятся религиозные чувства. В этих условиях дело иной раз доходит до религиозного насилия, о котором и пойдет речь ниже.

Как это начиналось

Одним из первых пропагандистов уличного активизма стал московский священник А. Шаргунов, создавший в 1994 г. движение «Антихрист в Москве». Основой его идеологии были представления о том, что Россия конца XX века переживала «апокалиптический момент истории». Ему казалось, что «все более диавол овладевает Россией», и для сопротивления этому, следовало «созидать апокалиптическое сознание», чем он и занимался, причем прежде всего в своих проповедях.

В 1997 г. его последователи устраивали кампании против фильма «Последнее искушение Христа». Они также выступали против либерального в те годы телевизионного канала НТВ за «сатанинскую деятельность» и «объявление религиозной войны православию». Именно Шаргунов инициировал кампанию против художественной выставки «Осторожно, религия!», проходившей в Сахаровском центре в Москве в 2003 г., и его последователи участвовали в ее разгроме.

Движение «Антихрист в Москве» подало другим радикалам пример физической расправы с теми, кто покушался на православные ценности и оскорблял религиозные чувства. С тех пор православные радикалы создали целый ряд таких движений, среди которых выделяются православные монархисты, казаки, молодежные группы, байкеры, причем в ряде случаев в их деятельности принимают участие священники. Вначале этим занимались активисты Союза православных хоругвеносцев, а в последние годы к ним присоединились казаки и несколько православных организаций (Евразийский союз молодежи, Корпорация православного действия, Святая Русь, Божья воля, Сорок сороков), создавших молодежные дружины для защиты веры от «кощунников». Их активность резко возросла после скандального «панк-молебна» в храме Христа Спасителя в Москве в 2012 г., воспринятого ими как «война против сакрального».

Нападкам православных активистов подвергаются музеи, художественные выставки, рок-фестивали, театральные постановки, кинофильмы, выступления известных артистов, а также гей-клубы. Они также активно защищают строительство православных храмов в Москве от протестов местных жителей. Все это получает одобрение со стороны руководства РПЦ.

Православные дружины

После приговора участницам «панк-молебна» на сцене появилось Русское православное движение «Святая Русь». Его создал бизнесмен и монархист Иван Отраковский для «защиты православных святынь». Православный патруль, состоявший из отставных военных, заявлял себя противником физического насилия и объявлял о своем намерении лишь «поддерживать порядок». Его участники проводили тренировки в подмосковном лесу, были вооружены и носили футболки с провокационной надписью «Православие или смерть».

Активисты «Святой Руси» участвовали в движении против цифровой документации и обеспечивали охрану православным хоругвеносцам, регулярно сопровождая их мероприятия. Вместе с ними они участвовали в сожжении портретов певицы Мадонны.

В последние годы об агрессивной деятельности дружин было не слышно. Но ее представители ездили в Чечню устанавливать крест в память погибших морских пехотинцев. А 4 ноября 2017 г. Отраковский выступал на митинге «Русского марша».

«Божья воля»: поход против культуры

Агрессивными акциями православной общественности в особенности отличался 2012 г., что было прямым ответом на «панк-молебен». Так как этот молебен представлялся его участницами как феминистский и общественно-политический арт-проект, православные активисты обратили свой гнев против авангардных тенденций современного искусства. И на сцене появилась православная организация «Божья воля», созданная Д. Энтео (Цорионовым) и А. Каплиным из молодых боевиков.

«Божья воля» прославилась своими провокационными выступлениями и скандальными нападениями на «кощунников». Она пыталась срывать «кощунственные спектакли», протестовала против выступлений рок-групп, нападала на Дарвиновский музей, проводила акции против своих политических противников, а также против секс-меньшинств.

Ее самым резонансным действием был погром на выставке скульптур в московском Манеже 14 августа 2015 г. Речь шла о работах советского скульптора-нонконформиста Вадима Сидура, в которых погромщики усмотрели «богохульство», «оскорбляющее чувства верующих». Тогда православные эксперты и светские искусствоведы кардинально разошлись в оценке некоторых работ Сидура – первые усмотрели в них «посягательства на общественную нравственность», а для вторых речь шла о ценном культурном наследии.

Почувствовав негласную поддержку церкви, Энтео продолжал проводить акции с требованием закрытия выставки. Погромщики нашли сочувствие у консервативно настроенной публики из Союза православных граждан, где «антицерковные силы» были отождествлены с «антироссийскими». В итоге полиция возбудила уголовное дело по статье о мелком хулиганстве, и некоторые участники погрома, включая Энтео, были арестованы, но через несколько дней отпущены на свободу.

Лишь Людмила Есипенко предстала перед судом и в марте 2016 г. попала под домашний арест, что вызвало возмущение православных активистов. Хотя ей была предъявлена статья «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия», сама она видела в своих действиях протест против «преступления», оскорбляющего чувства православных христиан. Она этим гордилась как «самым правильным поступком в жизни». Она сознательно отказывалась возместить ущерб, так как речь шла, на ее взгляд, о «восстановлении кощунственных произведений», что было бы для нее «тяжким грехом». Она заявляла, что действует в соответствии с «Основами социальной концепцией РПЦ», не позволяющими вероотступничества. Ее поддерживали православные эксперты, требовавшие наказать организаторов выставки за «оскорбление чувств верующих». На стороне подсудимой выступило движение «Сорок сороков». Эта история закончилась тем, что 9 ноября 2017 г. уголовное дело против нее было прекращено. Но она не теряла времени даром и продолжила принимать участие в провокационных действиях. Так, в декабре 2016 г. она вместе с Энтео провела протестную акцию у могилы Сталина, где деятели КПРФ отмечали годовщину его рождения. Правда, не прошло и года, как их союз распался, и Энтео был с позором изгнан из организации.

На время их радикальная деятельность затихла. Но в марте 2018 г. «Божья воля» вновь объявила о себе в связи с похоронами известного театрального деятеля О.П. Табакова, руководителя театра МХТ им. Чехова, который они ранее подвергали нападениям. Объявив его богохульником, православные активисты попытались препятствовать его отпеванию в церкви.

Дело о храмах

Православные активисты известны своей поддержкой программы строительства 200 храмов в Москве. Идея с самого начала вызывала много вопросов и, главное, никогда не обсуждалась с местными жителями, нужды которых якобы и должны были удовлетворять новые храмы. Поэтому с самого начала эта строительная деятельность столкнулась как с проблемой финансирования, так и с протестной активностью местного населения.

Большую сложность представляет выделение участков под строительство, что часто сталкивается с протестами местных жителей и муниципальных депутатов, возражающих против постройки храмов на месте парков, скверов и детских площадок. Им противостоит общественное движение «Сорок Сороков», созданное в июне 2013 г. Поддержку храмам оказывают и члены байкерского клуба «Ночные волки», которые пользуются расположением президента Путина.

Протесты звучали во многих городах России, но особенно остро эта проблема встает в Москве, где все началось еще в 2010-2012 гг. Ведь под строительную площадку отводились неподходящие для этого, по мнению жителей, места, тогда как рядом находились заброшенные участки, где вполне можно было возводить храмы. Среди противников строительства храмов было немало тех, кто считали себя православными. За храмы выступают православные общественные организации, демагогически обвиняющие оппонентов в экстремизме и антигосударственной деятельности и отождествляющие протесты жителей с «оранжевой опасностью» (концевая сноска 5).

Наибольшее внимание привлек случай с парком «Торфянка» на северо-востоке Москвы, где протесты начались летом 2014 г. Речь шла о планах строительства храма на месте небольшого парка, которому предстояло полностью исчезнуть. Там, как и во многих других местах, разрешение на застройку было выдано с нарушениями закона. Но в округе имелось много церквей, число которых более, чем вдвое, превышало число поликлиник. В особенности жителей раздражало присутствие 20-30 мускулистых парней в униформе с символикой «Сорока сороков» и «Новороссии», приезжавших со всей Москвы и из Подмосковья и агрессивно выступавших в защиту строительства, провоцируя столкновения. Появлялись там и казаки, и представители «Божьей воли». На стороне защитников парка выступали партия «Яблоко» и КПРФ, а также «Левый фронт», которым долго удавалось не допустить физического столкновения. Но 25 июня 2015 г. ситуация обострилась, и дело дошло до стычек.

Реагируя на конфликтную ситуацию, суд приостановил решение о строительстве, и в октябре 2015 г. Градостроительная комиссия Москвы вынесла решение о переносе строительной площадки в другое место. Но зимой 2016 г. защитники храма из организации «Сорок сороков» заявили, что не уступят и из парка не уйдут. А местный священник, протоиерей О. Шалимов, постоянно по воскресеньям устраивает молебны у поставленного там поклонного креста.

«Матильда» и святой царь

Особое негодование у православной общественности вызывают некоторые художественные фильмы, которые, на их взгляд, порочат Россию и Русскую православную церковь. В этой кампании участвуют как деятели из «Божьей воли», «Сорока сороков», Союза православных граждан и казаки, так и некоторые известные российские политики.

Показательным было скандальное обсуждение фильма А. Учителя «Матильда», посвященного юношескому увлечению цесаревича Николая II балериной Матильдой Кшесинской. Фильм снимался и монтировался в 2014-2017 гг., причем при государственной поддержке. Реакцию православных фундаменталистов вызвал двухминутный трейлер фильма, показанный в апреле 2016 г., когда фильм все еще находился в производстве. Их возмутили сцены, которые они сочли порнографическими, - ведь к этому времени император уже был причислен к лику святых мучеников. Обвиняя фильм в «глубоком оскорблении религиозных чувств верующих», они призывали покарать режиссера по уголовной статье и, разумеется, запретить фильм.

Протесты были поддержаны на проходившей в сентябре 2016 г. конференции православных фундаменталистов из Союза «Христианское Возрождение» и Движения «Сопротивление Новому Мировому Порядку». Но в защиту фильма выступили многие деятели культуры.

Дело о фильме «Матильда» не получило бы такого резонанса, если бы не вмешательство бывшего прокурора Крыма, а ныне депутата Госдумы Н. Поклонской. По ее словам, проверить фильм ее попросили представители православно-монархического общественного движения «Царский крест», и она подала депутатский запрос в прокуратуру. В ноябре 2016 г. разразился публичный скандал, получивший широкое освещение в СМИ. Дискуссия затронула такие фундаментальные вопросы как свобода творчества, границы художественного вымысла, нравственная ответственность художника перед обществом, право религии давать свою оценку художественным произведениям и оказывать давление на людей искусства. По сути, за этим лежали споры о возможности разных интерпретаций истории, сделанных с разных политических позиций.

К концу января 2017 г. в общественный совет при Министерстве культуры РФ поступило 20 тысяч подписей сторонников запрета фильма, и Поклонская вторично обратилась в Генпрокуратуру с просьбой о проверке сценария фильма и законности расходования бюджетных средств на его производство. Одновременно на сцене появилась неизвестная ранее организация «Христианское государство — Святая Русь», живущая эсхатологическими страстями и находящаяся в оппозиции к МП РПЦ.

Ее лидером был бывший юрист и бизнесмен А. Калинин, который с 2012 г. активно занимается миссионерской деятельностью в разных регионах России, где, по его словам, у организации имеется 25 региональных отделений, охватывающих до 4,5 тыс. чел. Ее деятельность опирается на широкую поддержку верующих, включая ряд богатых православных бизнесменов и сотрудников силовых структур. Среди ее членов числятся несколько сотен вернувшихся с войны в Донбассе православных монархистов, людей решительных и умеющих держать в руках оружие.

В начале 2017 г. «Христианское государство» пригрозило поджогами и убийствами кинотеатрам, осмелившимся на прокат фильма. В обращении подчеркивалось, что оно исходило «со стороны тех, кто Любит Бога и свой народ, настолько Любит, что готов идти хоть в тюрьму, хоть на смерть». Правда, Калинин отрицает призывы к насилию, и, напротив, предупреждает против «духовно-политического взрыва». Но он допускает, что, будучи доведен до крайности, верующий может убить врага, так как «у него нет иного выхода». Иными словами, прибегая к якобы миролюбивой риторике, он фактически оправдывает экстремизм, объясняя его безвыходностью положения. А в подстрекательстве он обвиняет Учителя. Он прекрасно понимает суть своих призывов и объясняет, что они были сознательно сформулированы так, чтобы уйти от ответственности за провокацию насилия. Понимает он и возможные последствия, а потому просит – «мне ни о чем не заявлять, не говорить, письма не отправлять. Потому что я не хочу это знать и слышать» (концевая сноска 6).

Но представители кинобизнеса распознали смысл его призывов и с тревогой отметили рост открытых выступлений маргинальных прежде групп, так как «мракобесие и религиозный экстремизм защищены законом "об оскорблении чувств верующих"». В МП РПЦ открестились от организации «Христианское государство — Святая Русь», подчеркнув, что она к ней не имеет отношения.

В феврале 2017 г. скандал вспыхнул вновь, причем было ясно, что речь идет о продолжении борьбы, которую православные активисты развязали против современного искусства. За этим стояли ценности светского по Конституции государства, подвергавшиеся сомнению в условиях нарастающей клерикализации, и на сцене появились православные экстремисты.

К осени ситуация накалилась еще больше. 1 августа 2017 г. в Москве было организовано молитвенное стояние с участием до пятисот человек, протестовавших против фильма. Затем последовали насильственные действия: вначале в конце августа в С.-Петербурге активисты «Христианского государства» попытались поджечь здание киностудии «Лендок», где располагалась студия «Рок» Учителя, а в начале сентября автобус, набитый бочками с бензином и газовыми баллонами, въехал в фойе кинотеатра «Космос» в Екатеринбурге, что привело к пожару. Водитель оказался православным футбольным фанатом, состоявшим на учете у психиатра. Выяснилось, что ранее он регулярно участвовал в акциях протеста против «Матильды». Несколько дней спустя в Москве около офиса адвокатского бюро, представляющего права Учителя, были подожжены два автомобиля, причем рядом были разбросаны листовки «Гореть за "Матильду"».

В конце сентября лидер «Христианского государства – Святая Русь» Калинин и его сообщники были задержаны правоохранительными органами. Выяснилось, что в 2002 г. он был осужден на восемь лет за убийство, разбой и подделку документов. Он признал, что рассылал письма с угрозами владельцам кинотеатров. Следствие вначале предъявило ему обвинения в давлении на кинотеатры, но затем к этому было добавлено обвинение в экстремизме по статье 282 УК.

Насильственные действия вызвали широкий резонанс. РПЦ от них открестилась, подтвердив при этом свою поддержку легитимным протестам против «кощунственных произведений искусства». А в Кремле осудили действия православных экстремистов. К осуждению присоединилась и Поклонская, причем спикер Госдумы В. Володин взял ее под свою защиту. Это ее вдохновило, и, требуя запрета организации «Христианское государство – Святая Русь», она одновременно потребовала от Минкульта отзыва удостоверения на прокат фильма и продолжала нападки на его создателей.

В сентябре по многим городам России прокатилась волна отказов кинотеатров от демонстрации фильма, причем кое-где это поддерживалось местными властями. Всю осень в некоторых городах проходили крестные ходы и молитвенные стояния с протестами против показа «Матильды». Но решительные действия правоохранительных органов и позиция Кремля повлияли на позицию кинотеатров, и к середине октября они согласились показать фильм. И, когда в конце сентября некоторые депутаты Госдумы посмотрели картину на закрытом показе, они ничего предосудительного в ней не обнаружили. Постепенно волна протестных выступлений спала. Несмотря на протесты православных активистов, 24 октября фильм, наконец, вышел на широкий экран, и был показан публике в московском кинотеатре «Октябрь», после чего протестная кампания и вовсе закончилась.

Но тема не исчезла из православного дискурса. В частности, недавно протоиерей Всеволод Чаплин предрек России скорую большую смуту в наказание за «Матильду».

Церковь и культура: амбивалентные отношения

Рассмотренные данные ставят серьезный вопрос о границах современной творческой деятельности и о том, кто устанавливает эти границы и кто и исходя из каких соображений оценивает работу художника, должен ли процесс творчества контролироваться или регулироваться государством, и в каких формах можно выражать свое недовольство или несогласие с произведением искусства. По сути, речь идет о месте религии в публичном пространстве и о праве художника использовать в своем метафорическом языке религиозные символы для обсуждения сложных моральных коллизий. В Европе этот вопрос давно уже решен в пользу свободы творчества, тогда как в современной России это подвергается сомнению и ревизии со стороны наименее образованной и наиболее невежественной части верующих. По сути, в России развернулись культурные войны, которые уже давно бушуют на Западе. Либеральная интеллигенция разочаровалась в церкви, и церковь платит ей той же монетой.
Сноски:

1. Черносотенцы, или «черные сотни», название националистической и антисемитской организации в дореволюционной России. Термин вошел в употребление для обозначения ультрареакционных движений.

2. Фирсов С. На весах веры: От коммунистической религии к «святым» посткоммунистической России. Санкт-Петербург: Вита Нова, 2011.

3. Шнирельман В. Колено Даново: Эсхатология и антисемитизм в современной России. Москва: ББИ, 2017.

4. Так традиционно называют сторонников «национал-большевизма».

5. По ассоциации с украинской «оранжевой революцией», жестко критикуемой российскими радикалами.

6. Боброва И. Лидер «Христианского государства» о «Матильде» и Поклонской: «Зреет духовно-гражданская война» // МК, 17 сентября 2017 (http://www.mk.ru/social/2017/09/17/lider-khristianskogo-gosudarstva-o-matilde-i-poklonskoy-zreet-dukhovnograzhdanskaya-voyna.html).