Fr Fr

Глава 1. Внешняя политика - Оборона

Хёсли Эрик
11 ноября 2017

"Швейцария и Россия: нейтралитет или санкции?"

В начале августа 2014 г. в ответ на антироссийские санкции, введенные крупнейшими европейскими странами в контексте украинского кризиса, Россия установила запрет на импорт пищевой продукции. Наиболее затронутыми оказались Норвегия, Франция, Греция, Италия, Польша и Испания. Сыр оказался одним из наиболее заметных продуктов, которые исчезли с российских прилавков. Российскому потребителю пришлось распрощаться с вкуснейшими камамбером, фетой, моцареллой из буйволиного молока, манчего и гаудой. Но что же остается любителям сырной продукции, если в магазинах нет ни французского, ни итальянского, ни голландского, ни испанского, ни греческого сыра?

Конечно, швейцарский сыр. Для швейцарских сыров граница чудом осталась открыта. Грюйер, эмменталь, тильзитер, различные виды томма и вашрена – все сохранили право на въезд. С юридической точки зрения, это исключение объясняется тем, что формально Швейцария не присоединилась к европейским санкциям. Она ограничилась принятием мер, «направленных на предотвращение обхода международных санкций» (концевая сноска 1), и, соответственно, не подлежит ответным санкциям со стороны Москвы. Таким образом Берн находится в привилегированном положении: Швейцария не попала под российские санкции, несмотря на то, что среди принятых ей мер фигурирует запрет на въезд в страну ряда лиц, объявленных Евросоюзом персонами нон-грата. Она также запретила или строго ограничила экспорт ряда товаров и услуг, на которые распространяются западные санкции. Де-факто Швейцария все-таки примкнула к антироссийскому лагерю, но Россия предпочла не обращать на это внимания. Следует ожидать, что наиболее агрессивно настроенные европейцы не замедлят возмутиться этой неожиданной терпимостью со стороны России.

Эта небольшая война сыров сама по себе не имеет большого значения. Но она наглядно иллюстрирует особый характер российско-швейцарских отношений и взаимную позицию обеих стран. В Москве Швейцария пользуется благосклонностью, которой редко удостаиваются западные страны подобного размера и влиятельности. Это трудно объяснить одним лишь объемом товарооборота: Россия занимает всего 23-е место среди экономических партнеров Швейцарии (2015 г.) (концевая сноска 2), и без того ограниченный экономический обмен между обеими странами продолжает постепенно снижаться. Даже в банковской сфере взаимодействие России со Швейцарией весьма ограничено, по сравнению с другими мировыми финансовыми центрами. В экономическом отношении Швейцария интересует Россию только как площадка для нефтяных сделок (70% экспорта российского черного золота проходит через женевские торги) и как источник инноваций.

Внимание российской дипломатии к Швейцарии объясняется скорее ее политическими характеристиками: Швейцария не является членом Евросоюза и не входит в НАТО. Ее деятельность на европейской арене ограничена теми же площадками, что и деятельность Российской Федерации, т.е. Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Советом Европы. ОБСЕ, в частности, является одним из немногих рычагов, позволяющих Швейцарии напрямую влиять на важнейшую для нее проблему безопасности в Европе; ОБСЕ также одна из редких площадок, на которой швейцарские дипломаты имеют возможность непосредственно влиять на ход событий. Это отчетливо проявилось в 2014 г. в контексте ситуации на Украине, которая случайно совпала с периодом швейцарского председательства в ОБСЕ. Непринадлежность Швейцарии к какому-либо политическому или военному блоку, а также компетентность ее представителей оказались чрезвычайно полезными для урегулирования кризиса и заслужили признательность Москвы, в то время когда весь Запад выступил против нее единым фронтом. Швейцария приняла косвенное, но активное участие в Минском процессе и подошла к кризису на Украине с позиции, которая по некоторым важным пунктам отличалась от позиции европейских держав. Министр иностранных дел Швейцарии призвал к анализу, который принимал бы в расчет одновременно украинский кризис и обновление системы безопасности в Европе. В отличие от многих европейских коллег он высказал тогда мнение, что кризис на Украине был не столько причиной, сколько следствием конфронтации между Россией и Европой (концевая сноска 3), и, соответственно, этот кризис будет нелегко разрешить без здравой дозы самокритики с обеих сторон. Эта своеобразная позиция, высказанная, тем не менее, со свойственной швейцарцам деликатностью и осторожностью, была положительно воспринята российской стороной. Именно это, скорее всего, позволяет объяснить благосклонность Москвы в отношении Берна. Так, именно благодаря России Швейцария смогла напрямую отстаивать на саммите «Большой двадцатки» свою позицию по такому важному для нее вопросу, как банковская тайна и ее реформа.

О швейцарском нейтралитете и сырах

Сложнее объяснить швейцарскую позицию в этих двусторонних отношениях. Как показывает эпизод с сыром, для Швейцарии становится все труднее проявлять на деле свой пресловутый нейтралитет. Если бы она действительно соблюдала принцип нейтралитета, она должна была бы полностью отказаться от присоединения к каким-либо санкциям, введенным третьей стороной. Швейцария же, напротив, не только пошла на поводу у Евросоюза и приняла вышеперечисленные меры, но и проявила рвение, добровольно отказавшись от благоприятной экспортной ситуации, сложившейся вследствие ответных российских санкций, которые на нее не распространялись. Она по собственной инициативе – из некоей европейской солидарности – ограничила экспорт своего сыра в Россию. Меньше грюйера Москве – лишь бы избежать недовольства Брюсселя.

Этот небольшой пример высвечивает проблему, которую Швейцария как таковую не воспринимает: на деле пресловутый нейтралитет Швейцарии невозможен, если он ухудшает ее отношения с соседями из ЕС.

С экономической точки зрения Швейцария настолько зависима от ЕС, что практически является частью Союза. В политической сфере Швейцария больше всего занята урегулированием разногласий с Брюсселем по жизненно важным для нее проблемам (таким как иммиграция, свободный товарообмен, образование и энергетика). Зачем Швейцарии, из-за второстепенных вопросов и только во имя верности своему нейтралитету, усложнять свои отношения с руководителями ЕС? Трудно себе представить, что по вопросам, имеющим важное значение для ЕС, Швейцария могла бы занять позицию, решительно отличающуюся от европейской. Говоря без обиняков: нейтралитет Швейцарии существует лишь настолько, насколько он не идет вразрез с линией Евросоюза. Последствия такой ситуации весьма существенны, особенно для России. Отношения обеих стран бывали в прошлом поистине плодотворными, но сегодня в формировании своих отношений со Швейцарией Россия вынуждена рассматривать их исключительно в рамках своего диалога с Евросоюзом. Никто не хочет открыто этого признавать, но швейцарский нейтралитет уже в агонии. И только Россия продолжает делать вид, что она в него верит.

Сноски:

1. Швейцарская конфедерация, Секретариат по экономическим вопросам. Ситуация на Украине: Постановление от 27 августа 2014 г., устанавливающее меры, препятствующие обходу международных санкций, введенных в связи с ситуацией на Украине (RS 946.231.176.72), приложения 2, 3 и 4; изменен в ноябре 2016 г., Берн, 2016 г.

2. Федеральная таможенная служба, Внешняя торговля Швейцарии 2015 г., Берн, 2016 г. 3. Выступление Дидье Буркхальтера, министра иностранных дел Конфедерации, на конференции, посвященной российско-европейским отношениям, Женевский университет, декабрь 2015 г.