Fr Fr

Глава 1. Внешняя политика - Оборона

Тертри Давид Тертри Давид
11 ноября 2017

"Евразийский экономический союз: продолжение интеграции, несмотря на напряженность"

Создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в начале 2015 г. происходило в крайне неблагоприятных экономических и геополитических условиях: к повышенной напряженности, связанной с кризисом на Украине, добавились взаимные санкции, введенные Россией и Евросоюзом, а также спад российской экономики. Тем не менее, создание ЕАЭС позволило одновременно углубить сотрудничество, которое ранее осуществлялось в рамках тройственного таможенного союза (Казахстан, Россия, Белоруссия), и расширить союз благодаря вступлению двух новых членов – Армении и Киргизии.

Напряженность между государствами-членами

Первые два года существования ЕАЭС были отмечены напряженностью и разногласиями, которые давали повод сомневаться в будущем евразийского союза. В основном страны-члены продолжали применять различные нетарифные ограничения для защиты своих рынков. Кроме того, падение рубля в 2015 г. вызвало резкую протекционистскую реакцию в Казахстане, что положило начало российско-казахской торговой войне и череде взаимных «санитарных» санкций в агропромышленном секторе. В июле 2015 г. вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО) повлекло за собой одностороннее снижение части казахских таможенных пошлин в отношении третьих стран, что поставило под вопрос существование общей импортной пошлины – одного из главных достижений евразийской интеграции. Это стало четким шагом назад; понадобился новый переходный период для приведения таможенных пошлин Казахстана в соответствие с пошлинами его партнеров по ЕАЭС. Наконец, отношения России и Белоруссии ухудшились настолько, что Александр Лукашенко решил бойкотировать саммит ЕАЭС в декабре 2016 г.  

В результате возник риск очередного переноса вступления в силу нового таможенного кодекса ЕАЭС (запланированного на июль 2017 г.). Напряженность в российско-белорусских отношениях была вызвана, в частности, конфликтом в связи с поставками на российских рынок европейской санкционной сельскохозяйственной продукции под видом товаров, произведенных в Белоруссии, а также в связи с обвинениями в несоблюдении стандартов качества. Данный конфликт выходил за рамки отношений между государствами внутри ЕАЭС. Это двустороннее напряжение коснулось, однако, и Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), которую российские власти обвинили в пристрастном отношении к Белоруссии, поскольку комиссия отказалась принять более строгие технические нормы, призванные пресекать нарушения (концевая сноска 1).

И хотя эта напряженность в реальности мало повлияла на российско-белорусский товарооборот, она является наглядным примером того, насколько странам-членам нелегко перестать торговаться об условиях и оказывать давление друг на друга, вместо того чтобы перейти к поиску взаимовыгодных компромиссов.

Усиление евразийских институтов

Обвинения со стороны России в адрес Евразийской экономической комиссии косвенно подчеркивают важность этого учреждения. Комиссия была создана в 2012 г. в рамках таможенного союза и является наднациональным исполнительным органом нового объединения. С созданием ЕАЭС полномочия комиссии расширились, а ее власть усилилась. Евразийская экономическая комиссия отвечает за осуществление общего курса, который разрабатывают Высший евразийский экономический совет и Евразийский межправительственный совет во главе с президентами и премьер-министрами стран-членов. Хотя главная деятельность ЕЭК относится к управлению таможенной политикой и разработке торговых стандартов (технических, санитарных и проч.), в ее компетенцию входят все главные сферы макроэкономического регулирования. За несколько лет комиссия провела очень большую техническую работу по согласованию нормативных актов и унификации регламентаций (концевая сноска 2). О значении этого нового органа свидетельствует присутствие в коллегии комиссии двух бывших премьер-министров: с февраля 2016 г. председатель коллегии – Тигран Саркисян (от Армении), а глава отдела по промышленности и агропромышленному комплексу – Сергей Сидорский (от Белоруссии). Другие члены коллегии ЕЭК – чиновники высшего уровня, занимавшие ответственные должности в своих странах (концевая сноска 3). Тигран Саркисян проводит частые встречи с главами государств и правительств третьих стран, не входящих в состав ЕАЭС (Греция, Молдавия, Камбоджа, Сингапур и др.), что говорит о значительной роли организации и о ее признании на мировом уровне. В конце 2016 г. начала действовать зона свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом; уже ведутся или планируются переговоры по аналогичным соглашениям с Сингапуром, Ираном, Индией, Египтом и Израилем.

Увеличение доли России в торговле

Несмотря на вышеизложенное, влияние ЕАЭС на реальную экономическую интеграцию часто ставится под вопрос из-за снижения товарооборота, вызванного экономическим кризисом. Однако за период 2015–2016 гг. снижение товарооборота внутри ЕАЭС оказалось менее значительным, чем снижение товарооборота с третьими странами. Сегодня относительная доля России во внешней торговле остальных стран – членов ЕАЭС снова растет. До недавних пор доля России во внешнем товарообороте Казахстана продолжала стабильно уменьшаться, уступая место Китаю, который вышел в 2012 г. на первое место среди торговых партнеров Казахстана (17% от внешнего товарооборота страны). С тех пор тенденция изменилась: в 2016 г. Россия снова стала главным экономическим партнером Казахстана (свыше 20% от внешнего товарооборота страны), а доля Китая снизилась до 13%. Аналогично ситуация развивалась в отношениях с Белоруссией: сегодня ее товарооборот с Россией снова составляет свыше половины внешнего товарооборота страны. Что касается Армении, у которой нет общих границ с остальными членами Союза, ее товарообмен с ними тем не менее существенно вырос в 2016 г., а экспорт из Армении в направлении стран – членов ЕАЭС увеличился за этот год на целых 53%. Роль ЕАЭС во внешней торговле Киргизии менее ощутима, поскольку Казахстан не стремился открывать с ней границу. По причине подозрений в том, что через Киргизию идет неконтролируемый импорт китайских товаров. Однако улучшение таможенной инфраструктуры на киргизско-китайской границе (благодаря российскому финансированию) и усилия Бишкека в сфере санитарного контроля позволили полностью открыть границу в начале 2017 г. В результате должен существенно возрасти импорт киргизской сельхозпродукции на российский рынок.

Сегодня ЕАЭС стал реальностью и постепенно начинает развивать свою собственную динамику и оказывать ощутимое влияние на экономическую интеграцию стран-членов. Необходимые меры, связанные с открытием границ, являются частью неизбежного переходного периода в процессе интеграции, которая помимо этого движется очень быстрыми темпами. Но при этом Союзу требуется новое дыхание, чтобы побороть протекционистские тенденции и преодолеть разницу в экономических моделях и уровне развития стран-членов. Таким образом, помимо постепенного устранения нетарифных ограничений, интеграция потребует лучшей координации валютой политики. Кроме того, ЕАЭС недостаточно хорошо известен и не имеет достаточной легитимности в общественном мнении. В этом отношении участие ЕАЭС в проектах развития и создания инфраструктуры может помочь восполнить указанный недостаток авторитета и ускорить реальную интеграцию стран-членов. Для осуществления подобных проектов необходимо создание отдельного бюджета. На самом деле Евразийский экономический союз – еще очень молодая структура, которая имеет необходимый потенциал, чтобы стать важным региональным объединением, вектором стабильности и развития в сердце евразийского континента. Но для этого государства-члены, в первую очередь Россия, должны быть достаточно заинтересованы в продолжении регионального интеграционного процесса, чтобы идти на нужные компромиссы и вкладывать необходимые средства.

Сноски:

1. Карабут Т., Ивушкина А. Глава Россельхознадзора обвинил ЕЭК в саботаже // Известия. 21.02.2017, http://izvestia.ru/news/666178 2. См. « L’Union économique eurasiatique un an après » [Евразийский экономический союз год спустя], Direction générale du Trésor, juin 2016, www.tresor.economie.gouv.fr/14046_lunion-economique-eurasiatique-un-an-apres-mai-2016 


3. См. официальный сайт Евразийской экономической комиссии: http://www.eurasiancommission.org/