За последние несколько лет Министерство обороны России активизировало процессы, направленные на ликвидацию отставания в области беспилотных авиационных систем. В части беспилотных летательных аппаратов (БЛА) малого класса ситуация была достаточно быстро исправлена – начались активные закупки систем, имеющихся на рынке. Однако в том, что касается более тяжелых беспилотных систем, потребовались более серьезные усилия для начала работ по тематике, вылившиеся в организацию ряда научно-исследовательских и опытно-конструкторских программ.
Закупки
Имеется несколько образцов беспилотных летательных аппаратов, которые успешно прошли испытания по линии Министерства обороны и активно им приобретаются. Главным образом, это малоразмерные БЛА, разработанные российскими компаниями в инициативном порядке.
Так, известно, что российским военным ведомством закупались также БЛА семейства «Гранат», производимые предприятием «Ижмаш – Беспилотные системы». Этой же компанией производились беспилотные системы «Груша» (БЛА на базе того же планера в настоящее время в линейке беспилотников компании именуется «Гранат-1»), которые первоначально поставлялись Главному управлению Генерального штаба (ГРУ ГШ), а затем и другим родам войск и видам Вооруженных сил, в том числе Морской пехоте ВМФ России. При этом акцентировалось, что стоимость БЛА, предназначенного для видовой разведки в ближнем радиусе действия, является незначительной. Тем не менее, компания-производитель не озвучивала данные контрактов, что затрудняет оценку общих объемов и динамики закупок.
Растет доля закупаемых систем «Элерон-3СВ». В 2013 г. сообщалось о том, что российские военные заказали порядка 34 БЛА в составе 17 комплексов общей стоимостью свыше 100 млн рублей. В 2016 г. речь шла о более чем 100 БЛА. При этом, по информации разработчиков, общее количество поставленных силовым структурам БЛА семейства «Элерон» еще в 2011 г. превысило 200 единиц.
Активно приобретаются российским Министерством обороны разработанные израильским концерном Israel Aerospace Industries (IAI) системы БЛА ближнего радиуса действия Bird Eye 400, в настоящее время собираемые в России на базе Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) в Екатеринбурге под маркой «Застава». Первоначально сообщалось о контракте 2011 г. по сборке 27 систем с двумя БЛА в составе каждой общей стоимостью 1,3392 млрд рублей. Далее, судя по имеющимся данным, заказ был удвоен.
Однако львиную долю закупаемых и используемых российскими военными систем малого класса составляют системы «Орлан-10» разработки компании «Специальный технологический центр» (СТЦ) из Санкт-Петербурга. К настоящему времени компанией должны быть поставлены российскому Министерству обороны уже более 1 000 БЛА. При этом известно, что по состоянию на 2015 г. суммарный налет БЛА семейства «Орлан» превысил несколько десятков тысяч часов. В составе каждого комплекса может быть 4–6 беспилотных аппаратов. По информации на 2016 г., стоимость одного комплекса составляла порядка 33,5 млн рублей.
Единственным более тяжелым тактическим БЛА, приобретаемым российскими военными, является «Форпост». Фактически, это израильские системы Searcher MkII, собираемые в России на производственных мощностях завода УЗГА в Екатеринбурге по лицензии компании IAI. В 2011 г. Министерство обороны России выдало УЗГА контракт на поставку в 2011–2013 гг. 10 комплексов с БЛА «Форпост» общей стоимостью 9,006 млрд рублей (в каждый комплекс входит наземная станция управления и три БЛА). Закупки данных комплексов представлялись вынужденной мерой на фоне отсутствия российских аналогов. По имеющимся данным, в 2015 г. УЗГА получил от Министерства обороны России еще один контракт на поставку 10 комплексов. Также сообщалось о планах российского военного ведомства довести общее количество комплексов «Форпост» до 50 единиц со 150 аппаратами, соответственно.
НИОКР
Известно, что российскими предприятиями промышленности в настоящее время в интересах Министерства обороны России ведется ряд работ по созданию перспективных беспилотных авиационных систем. Большинство из них были открыты в период после 2011 г. и до настоящего времени еще не завершены, находясь на различных стадиях реализации.
Чтобы минимизировать влияние политически обусловленных рисков, рассматривается вопрос о проведении модернизации и глубокой локализации комплекса тактического класса «Форпост». Сообщалось, что обновленный БЛА будет несколько тяжелее оригинала, что, вероятно, потребует переработки конструкции планера. Кроме того, известно, что на беспилотнике планируется установить ряд систем отечественного производства, в том числе отечественную защищенную линию связи и систему государственного опознавания, навигационную систему на базе ГЛОНАСС, аппаратуру радиотехнической разведки, а также ретрансляции данных, цифровую систему аэрофотосъемки и РЛС бокового обзора.
Одним из чисто российских проектов в области тактических беспилотных систем является комплекс «Корсар», который создается входящим в состав концерна «Вега» рыбинским КБ «Луч». Это будет аппарат размерности американского БЛА Shadow. Основными задачами этого БЛА станут разведка и наблюдение в радиусе до 50 километров. В течение 2015–2016 гг. беспилотник проходил летные испытания. В августе 2016 г. в прессе появились сообщения относительно того, что единственный экземпляр БЛА «Корсар» разбился в ходе испытаний незадолго до отправки на опытную эксплуатацию в Сирию. Однако позднее представители ОПК, в который теперь интегрирован концерн «Вега», сообщили, что произошедший инцидент не имел фатальных последствий. Стоимость данной работы, вероятно, составила порядка 1 млрд рублей по линии Министерства обороны России. Кроме того, Министерство промышленности и технологий также инвестировало средства в обновление производства. Заявлялось, что серийное производство выйдет на полную мощность в конце 2017 г.
Также в России ведутся работы по созданию двух комплексов БЛА, относящихся к MALE-классу. Одной из двух упомянутых систем является комплекс с БЛА «Орион», который в рамках ОКР «Иноходец» создает компания «Кронштадт» (ранее именовалась «Транзас»). Контракт на разработку был подписан в октябре 2011 г. По заявлениям разработчиков, масса аппарата составляет около 1 тонны. Сообщалось, что БЛА будет способен находиться в воздухе до 24 часов. Весной 2016 г. в прессе появились сведения относительно того, что были начаты испытания данного БЛА на базе ЛИИ им. Громова в подмосковном Жуковском. Объем финансирования данного проекта по линии Министерства обороны составил более 2 млрд рублей. По-видимому, не меньшая сумма была инвестирована непосредственно компанией-разработчиком.
Систему с более тяжелым БЛА «Альтаир», также относящимся к классу MALE, в рамках темы «Альтиус» разрабатывает казанская компания ОКБ им. Симонова (ранее именовалась ОКБ «Сокол»). Работы ведутся с конца 2011 г., когда компания получила право на проведение НИР, стоимость которой составляла более
1 млрд рублей, позднее перешедшей в стадию ОКР с соответствующим дополнительным финансированием, которое, в то же время, вероятно, было дополнено привлеченными средствами инвесторов. Как предполагается, максимальная продолжительность полета беспилотника будет достигать 48 ч. В июле 2016 г., по сообщению официальных лиц из правительства республики Татарстан, начались летные испытания этого беспилотника. Серийное производство должно начаться в 2018 г.
Работы по проекту тяжелого разведывательно-ударного беспилотного летательного аппарата в рамках темы «Охотник» ведутся компанией «Сухой». Техническое задание на ударный БЛА было утверждено Министерством обороны России весной 2012 г. В качестве головного разработчика была выбрана компания «Сухой», а одним из субподрядчиков стала компания «МиГ». По появлявшимся в прессе данным, новый БЛА будет иметь взлетную массу около 20 тонн. Думается, что, как и перспективные американские ударные БЛА, данный отечественный беспилотник будет применяться в качестве средства разведки наземных целей и их оперативного поражения в условиях активно действующих сил ПВО противника. Первый полет БЛА ожидается в 2018 г. Стоимость данной работы не оглашалась.
Один из проектов по созданию российского высотного БЛА находится в работе, над которой принимают участие Центральный аэрогидродинамический институт им. Жуковского (ЦАГИ) и Экспериментальный машиностроительный завод им. Мясищева (ЭМЗ). Проектирование аппарата, который должен стать демонстратором технологий, ведется в рамках темы «Обзор-1». Детали данного проекта, а также объемы финансирования озвучены не были. Ранее сообщалось, что до конца 2015 г. КБ ЭМЗ им. Мясищева должно разработать конструкторскую документацию и в 2016 г. приступить к постройке первого прототипа БЛА.
Заключение
Как видно из приведенного краткого перечня проектов, Министерство обороны России ведет масштабную работу по развитию систем БЛА, параллельно осуществляя закупки имеющихся на рынке систем и контролируя выполнение множества НИОКР в данной области. Российские военные пытаются в сжатые сроки сформировать максимально полную линейку соответствующих аппаратов, что по объективным причинам является весьма непростой задачей.