В Баренцев/Евроарктический регион (БЕАР) входят 5 территорий РФ. Архангельская область, Мурманская область и Ненецкий автономный округ более прочих заинтересованы в добрых отношениях с Норвегией. (Только мурманчане приносят соседней губернии Финнмарк ежегодный доход в 2 млрд руб.) Состояние этих отношений обсуждалось 12–13 октября 2016 г. в Москве на конференции «Международное сотрудничество в Арктике: новые вызовы и векторы развития». Она была посвящена 20-летию Арктического совета и была организована Российским советом по международным делам (РСМД) при поддержке Правительства и МИД России. В заседаниях приняли участие более 500 представителей государств – членов Арктического совета.
Российский курс на диалог и сотрудничество
На открытии конференции посол по особым поручениям МИД России Владимир Барбин зачитал приветствие министра иностранных дел России Сергея Лаврова, в котором Арктика рассматривается как территория диалога и сотрудничества. Эту позицию РФ в своем выступлении развил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин. Он заявил: «Арктика – одно из немногих направлений, где международное сотрудничество с Россией не только не прекращалось, но активно продолжается, […] и мы намерены решительно противодействовать любым попыткам привнесения в регион нервозности и политики конфронтации». Следует иметь в виду, что в акватории Баренцева моря и на 196 км сухопутных границ России с Норвегией соприкасаются войска и флоты РФ и НАТО.
В оптимистическом духе высказался и посол по вопросам Арктики МИД Норвегии Анникен Крутнес. Он отметил, что Норвегия и Россия имеют хороший уровень сотрудничества, особенно в вопросах, связанных с рыбными ресурсами в Баренцевом море.
Сотрудничество хорошо, но санкции важнее
К сожалению, в не «рыбных» сферах отношения России и Норвегии в 2015–2016 гг. следует оценить как неблагополучные и частично напоминающие пресловутые времена «холодной войны». Отрицательная тенденция в отношениях берет начало с 30 сентября 2014 г., когда министр иностранных дел Норвегии Бёрге Бренде заявил, что его страна присоединяется к санкциям против России, введенным ЕС 12 сентября в связи с событиями на Украине. Санкции предусматривали отказ от имевшегося ранее военного сотрудничества с Россией в Баренцевом море. Запреты наложены на любые технические услуги, необходимые для разведки, глубоководного бурения и освоения российского арктического шельфа. Так было заморожено важнейшее соглашение между норвежской Statoil и «Роснефтью» от 2012 г.
по сотрудничеству в северной части Баренцева моря. Инвестиции оценивались в сумму от 34 до 40 млрд долларов. Конечно, шельфовые изыскания в Баренцевом море были свернуты «Роснефтью» в 2015–2016 гг. в основном из-за резкого падения мировых цен на нефть. Но специалисты признают, что часть проектов заморожена по причине санкций. Всего в Баренцевом море отложено освоение 8 российских нефтегазовых месторождений. Надо иметь в виду и то, что Норвегия является главным конкурентом России по поставкам газа в страны ЕС и в Украину.
От падения нефтяных цен серьезно пострадала и норвежская экономика. В итоге в 2016 г. Норвегия потеряла статус «самой процветающей страны», который удерживала 7 лет подряд, и впервые вынуждена была черпать средства из своего нефтяного фонда ради обеспечения мигрантов.
С конца 2014 г. Норвегия подверглась и ответным санкциям. РФ была крупнейшим импортером норвежской рыбы и рыбопродуктов, а с 2015 г. отказалась от этих закупок. Правда, через год Норвегия смогла преодолеть последствия этих контрсанкций за счет хорошей конъюнктуры на европейских рынках.
Ожившие мифы «холодной войны»
Являясь членом НАТО, Осло следует антироссийским курсом бывшего премьера Норвегии, а ныне генсека НАТО Йенса Столтенберга. В стране распространяется миф о «русской угрозе», нагнетается страх перед мнимой «русской агрессией». В апреле 1949 г. подобные фобии загнали страну в НАТО, а в 2016 г. заставили отказаться от обещания тех лет не размещать на своей территории иностранные базы и войска. Уже в начале 2017 г. 330 морских пехотинцев США прибыли (на ротационной основе) на военную базу Вернес близ Тронхейма.
С января 2016 г. тема «угрозы с Востока» приобрела практическое звучание о необходимости срочно перевооружаться. Эксперты подсчитали, что на противодействие России в Арктике Норвегии только в 2016 г. потребуется дополнительно около 2 млрд крон. Министр обороны Норвегии Ине Эриксен Серейи неоднократно заявляла об ухудшении отношений между Норвегией и Россией в связи с «возрастающей агрессией» со стороны Москвы в Арктике. 18 июня 2016 г. с заявлением о начале крупнейшей со времен «холодной войны» военной модернизации страны выступила и премьер-министр Эрна Сульберг. В рамках перевооружения на период до 2019 г. уже сделаны миллиардные заказы в Швеции и США, поддержано увеличение доступности США и НАТО в воды Северного Ледовитого океана. Военные усилия собственно Норвегии Россию не очень беспокоят. Тревожит другое – инициативная поддержка Осло милитаристских планов НАТО в Арктике и на всем североевропейском фланге – от Прибалтики и Польши до Финляндии и Швеции.
Мурманская область и ее региональное окружение