Практически пять лет отрасль находится под санкциями. Но это не сказывается на ее текущем состоянии. Ограничение доступа к рынку иностранного капитала, равно как и некоторое снижение активности нерезидентов в российском ТЭКе в минувшем году оказалось скомпенсировано ростом цен на углеводороды. Наращивая выручку даже при увеличении налоговой нагрузки, российские вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) смогли заметно увеличить показатели EBITDA, кроме того, у большинства игроков увеличивался и размер свободного денежного потока. Даже «Роснефть», у которой на 2018 год пришлось погашение значительного объема задолженности, смогла, вопреки негативным прогнозам, выйти на достаточно неплохие финансовые показатели.
Несмотря на сделку ОПЕК+, добыча нефти в стране выросла. Это связано и с параметрами самой сделки, и с их пересмотром в 2018 году в сторону добычных послаблений.
Несмотря на негативные эмоции, которые вызывает у ряда европейских политиков рост поставок российского газа в ЕС, «Газпром» чувствует себя уверенно. И хотя новые рекорды поставить будет проблематично, удержать высокую планку компании вполне по силам. Прежде всего, это связано с продолжением обвала собственной добычи в ЕС. Если только вспомнить планы правительства Нидерландов прекратить к 2030 году добычу газа на месторождении Гронинген, это даст экспортерам газа дополнительно объем рынка в 20 млрд кубометров. А еще стоит добавить принятие решений о постепенном отказе от угля в некоторых странах (Великобритания намерена закрыть все угольные электростанции к 2025 году, Германия – к 2038 году). Все это дает основания прогнозировать сохранение высокой потребности европейцев в импортном газе. За последние годы «Газпром» довел свою долю на рынке Европы почти до 40%.
Важной компонентой поставок являются транзитные пути. В 2108 году полным ходом шло создание двух основных обходящих Украину газопроводов из России в Европу. Весь 2018 год США грозили санкциями против «Северного потока - 2», но они так и не были введены. Правда, свое разрешение на стройку не выдала Дания, что неизбежно затянет проект – но не приведет к его срыву. В «Северном потоке - 2» имеется влиятельный партнер – ФРГ, который не без скрипа, но позволяет преодолевать сопротивление европейской бюрократии и иных оппонентов проекта в ЕС и на Западе в целом.
На юге развивается проект «Турецкий поток». 19 ноября 2018 года было официально завершено строительства морской части «Турецкого потока». Правда, победив «на море», нужно еще закрепить успех «на суше» - провести трубы по территории Болгарии, Сербии и Венгрии, чтобы в австрийском Баумгартене замкнуть южный обход Украины с северным.
Транзитный договор с Украиной закачивается в 10 утра 1 января 2020 года. К этому времени альтернативные маршруты не заработают. Однако от степени их готовности зависит сила российской позиции на переговорах с Украиной. Зависимость от украинского транзита (в 2018 году транзит составил 86,6 млрд кубометров) рассматривается «Газпромом» как слабое звено – слишком велика стала политизация двухсторонних отношений. Для сохранения своих позиций на европейском рынке газа «Газпрому» надо уменьшать транспортные риски, тем более что конкуренты «Газпрома» тоже активизируются.
Весь 2018 год Европа шумно обсуждала скорое спасение от российского трубопроводного газа. В таком качестве должны выступить поставки из США. Но по итогам 2018 года разница в поставках из РФ и США на европейский рынок составляла 55 раз. Очевидно, что американский СПГ будет активнее приходить на рынок Европы. Но «убийцей» российского газа он не станет. Российский газ дешевле в цене. Кроме того, трубопроводный газ контрактуется по совершенно иным принципам, нежели газ сжиженный. В первом случае поставщик связан железными обязательствами поставить газ, что особенно важно в период пикового спроса – например, в зимний период.
Когда в Европу пришел первый СПГ из Катара, европейцы также были в радужных ожиданиях революции на своем газовом рынке. Как мы видим, она так и не произошла. Да, Катар занял серьезное место на европейском рынке, но «Газпром» свое место на нем только расширил. В 2017-2018 годах в мире было введено новых мощностей на 80 млрд кубометров СПГ, но это не помешало «Газпрому» и в 2017-м, и в 2018 году обновить рекорды суточных, месячных и годовых поставок.
Парадокс – сегодня главной угрозой для трубопроводных поставок из России выступает вовсе не американский сжиженный газ, а СПГ … из России. В конце 2017 года В России был запущен второй СПГ-завод – «Ямал СПГ». Проект был рассчитан на рост поставок на рынок Азии. Однако в реальности арктический российский СПГ прежде всего оказался на европейском рынке. Тут проявился «эффект каннибализма».
В начале 2019 года ситуация стала еще более вопиющей. В феврале 2019-го с Ямала в порты Европы пришли 19 партий сжиженного газа, всего около 1,4 млн т. А это весь объем производства трех линий «Ямала СПГ», введенных в строй. Это тут же сказалось на статистике «Газпрома». В феврале экспорт «Газпрома» на европейские рынки составил 15,1 млрд кубометров газа, что на 13,3%, или 2 млрд кубометров, меньше, чем годом ранее. Получается, что газпромовский экспорт полностью вытесняется именно СПГ с Ямала. Традиционный тезис НОВАТЭКа о том, что его СПГ в Европе только перегружается и дальше идет в Азию, в феврале точно не работал. Австралийский и американский СПГ сбил цены на сжиженный газ в Азии, где они упали практически до европейского уровня.
НОВАТЭК активно раскручивает тему «российского СПГ как основного драйвера российской экономики». Компания стремится закрепить за развитием арктического СПГ статус основного государственного проекта в реальном секторе экономики. Который будет носить кумулятивный характер и позволит обеспечить экономический рост в государстве за счет спроса на услуги других отраслей, роста объема грузоперевозок, увеличения занятости. На эту тему удачно накладывается идея реанимации Северного морского пути. Путин после переизбрания президентом весной 2018 года в своем иннаугурационном указе, где он обозначил главные цели своего президентского срока, зафиксировал задачу выйти на уровень в 80 млн тонн ежегодных перевозок по этой транспортной артерии. Основным же игроком в Арктике стал НОВАТЭК. В итоге и тема Северного морского пути, и тема российского СПГ стали одними из ключевых информационных сюжетов 2018 года для отрасли.
Руководитель НОВАТЭКа Леонид Михельсон, выступая 5 апреля на ежегодной коллегии Минэнерго, предложил закрепить на государственном уровне создание кластера по производству до 140 млн т. СПГ в год. Причем речь идет не о страновом прогнозе производства СПГ, куда обычно включают действующий сахалинский проект и планируемый «Газпромом» проект на Балтике. Михельсон четко говорил о ресурсной базе Ямала и Гыдана, которая позволит производить такой объем газа. Еще недавно НОВАТЭК декларировал планы производства 57 млн тонн, потом они превратились в 70 млн, а теперь просто возросли еще в два раза.
Кадровая революция в «Газпроме»
У «Газпрома» были аргументы для контригры, но он боится критиковать СПГ-проекты НОВАТЭКа. Именно потому, что НОВАТЭК выиграл конкуренцию за видение газового будущего со стороны Путина. Очень показательна в этом плане история с письмом зампреда правления «Газпрома» Виталия Маркелова с критикой «Ямала СПГ». Как пишет Маркелов, в 2018 г. почти 65%, или около 4,9 млн т СПГ, произведенного на «Ямале СПГ», было поставлено в Европу. 80% этого объема – 3,9 млн т СПГ (около 5,3 млрд куб. м) – было реализовано в Бельгии, Франции, Нидерландах и Великобритании – на традиционных рынках сбыта «Газпрома». При этом «Газпром» с каждой тысячи кубометров экспортированного газа в 2018 г. отчислял в бюджет России более 5000 рублей, «Ямал СПГ» же от налоговой нагрузки в значительной степени освобожден. Маркелов оценивает недополученные государством доходы в сумму около 30 млрд руб. (около $440 млн по среднему курсу в 2018 г.). Но буквально сразу после публикации через СМИ информации о письме Маркелова «Газпрому» пришлось сдать назад. Управление информации «Газпрома» назвало письмо Маркелова не официальной позицией компании, а лишь «мнением ученого».
Недостаточные темпы развития своего СПГ-бизнеса стали одной из тем постоянных информационных атак на «Газпром». Компанию обвиняли в чрезмерном увлечении дорогими трубопроводными проектами, а также нежелании развивать не только производство сжиженного газа, но и другое модное направление – газохимию. «Газпром» - лакомый кусок для многих аппаратных игроков в России, которые и пытаются подвигнуть Путина к старту структурной реформы монополии. Причина проста – реструктуризация «Газпрома» может пройти по пути разделения компании по видам деятельности. «Газпром» тогда «ужмется» до размеров транспортного бизнеса, а вот добычу можно будет разделить на несколько компаний, которые вполне могут быть приватизированы. Кроме того, получатели добычных активов «Газпрома» смогли бы получить доступ и к доходам «Газпром экспорта».
Поэтому на самом деле борьба идет не столько за место председателя правления «Газпрома», сколько за будущее самой компании. Весь 2018 и начало 2019 года Миллер подвергался постоянным информационным атакам. В начале 2018 года был вброшен сюжет о переходе Дмитрия Медведева на работу в «Газпром». Однако он сохранил премьерский пост, а Миллер остался в «Газпрома». Потом слухи стали отправлять Миллера на работу губернатором Санкт-Петербурга. В итоге в октябре 2018 года губернатора действительно сменили – но новым главой города оказался совсем не Миллер.
30 января 2019 года в один день были арестованы сначала члена Совета Федерации от Карачаево-Черкесии Рауфа Арашукова, а затем и его отец Рауль Арашуков, советник главы «Межрегионгаза» Кирилла Селезнева. Все это вылилось в грандиозный скандал, который затронул и руководство «Газпрома». Сразу же в СМИ появились версии о том, что данные события связаны с расследованием хищений газа на Северном Кавказе. Арашукова-старего обвинили в причастности к хищениям газа более чем на 30 млрд рублей.
Между Москвой и элитами Северного Кавказа был негласный договор – центр передавал туда деньги и другие ресурсы (включая и газ), а местные элиты обещали не допустить межэлитных войн в регионе и экспорта терроризма в другие российские территории. Можно сказать, местное руководство снимало с Москвы «ренту страха». «Газпром» же выступал лишь оператором договоренностей между сторонами.
Однако ситуация меняется по двум основным причинам. Первая – у центра возникли серьезные проблемы с финансами – теперь заливать все проблемы Северного Кавказа деньгами уже не получается. Вторая – возникает все больше сомнений в способности кавказских элит выполнить свою часть обязательств.
Арашукова-старшего можно считать главной «разводящей» фигурой, который при прежней схеме отношения федерального центра с регионами как раз и давал возможность местным элитам получать деньги, был техническим организатором этого процесса. Коррекция политики в отношении Кавказа и подставила Арашукова под удар.
Более того, «Газпром» сам неоднократно сигнализировал о проблемах с неплатежами на Северном Кавказе. А Арашукова-старшего убрали с должности руководителя компании «Газпром межрегионгаз Пятигорск», которая занималась поставками газа потребителям в пяти республиках: Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Дагестане, Ингушетии и Северной Осетии. Пытались реформировать и саму систему снабжения газом Северного Кавказа, отправляя туда руководителями людей, вообще не связанных с регионом. Так что на самом деле «Газпром» был сам заинтересован решить проблемы в отношениях с Северным Кавказом.
Противники Миллера, естественно, не могли пройти мимо версии о том, что в «прицеле» северо-кавказских расследований окажутся руководители «Газпрома». Ведь Арашуков-старший все же оставался советником главы «Межрегионгаза», да и сам арест был произведен в одном из офисов «Газпрома». Арашуков оказался слишком мощной фигурой, чтобы полностью убрать его из «Газпрома».
«Дело Арашукова» стало спусковым крючком серьезных кадровых перестановок в «Газпроме». Причем далеко не только в сегменте продаж на внутреннем рынке.
В самом конце февраля 2019 года со своих должностей ушли заместители председателя правления концерна Александр Медведев и Валерий Голубев. Первый отвечал за экспорт, второй – на внутренний рынок газа. Также был заменен начальник департамента 307 (отвечает за добычу газа, газового конденсата и нефти) Всеволод Черепанов.
Затем заместителем в Минфин ушел многолетний (с 2002 года) руководителя финансового департамента «Газпрома» Андрей Круглов. А потом наступила и очередь Селезнева. Руководитель «Межрегионгаза», а также департамента маркетинга и переработки газа был вынужден уйти со своих должностей из-за дела Арашуковых.
Массовые кадровые перемены 2019 года в «Газпроме», вопреки ожиданиям, завершились скорее даже в пользу Миллера. Прежде всего, он сумел убрать из компании давно мешавших ему тяжеловесов – Голубева и Медведева.
Эти менеджеры не были членами личной команды Миллера. С самого начала захода «путинского призыва» в «Газпром» на смену прежней команде Р. Вяхирева (в 2001 году) было очевидно, что в планы нового главы государства не входит строительство главного газового концерна по принципу жесткого единоначалия. Миллер был поначалу вынужден принять данные правила игры, однако постепенно он все же начал долгую дорогу к выстраиванию управленческой вертикали в компании под себя.
Миллер, перетасовав свою команду, не допустил появления «варяга» и сфере внутреннего рынка газа. Должность Селезнева раздели, но на посты назначили своих, газпромовских. Более того, Миллер выпросил у Путина второй шанс для Селезнева. Тот получил должность руководителя нового мегапроекта «Газпрома» - газохимического комплекса в Усть-Луге, совмещенного с СПГ-заводом общей стоимостью около 10 млрд долларов. Завод этот должен показать, что «Газпром» вполне способен реализовывать крупные проекты в области газохимии и СПГ.
На внутренний рынок, в отличие от внешнего, полноценного нового отдельного и «профильного» заместителя Миллера («нового Голубева») не назначили, вместо этого были переделены полномочия действующих топ-менеджеров. Курировать внутренний рынок газа, а также переработку углеводородов и энергетику будет зампред правления Виталий Маркелов. Теперь он будет отвечать в «Газпроме» и за весь производственный блок, и за продажи внутрироссийским потребителям.
Вторым новым зампредом главы правления стал уже входивший в правление Олег Аксютин, под начало которого передали формирование инвестпрограммы и контроль закупок. Программа капитального строительства и капитального ремонта будет целиком сосредоточена в ООО «Газпром инвест» как едином заказчике. Важным мотивом для того, чтобы усилить Аксютина, стала успешная работа этого менеджера по проекту «Турецкий поток». С 2013 года Аксютин был генеральным директором South Stream Transport B.V. (оператор строительства «Южного потока», а затем «Турецкого потока»).
Подводная часть трубы в Турцию была благополучно достроена, работы на турецкой территории ведутся, и вероятность достижения договоренностей со всеми заинтересованными сторонами по продлению ответвления от трубопровода на Балканы также высока. Путин доволен успешным продвижением проекта.
Миллера никто не будет сейчас отправлять в отставку. Потому что именно сейчас «Газпром» завершает строительство «Силы Сибири», «Северного потока-2», сухопутного продолжения «Турецкого потока», начинаются сложнейшие переговоры с Украиной по судьбе транзита. Это весьма ответственный период в судьбе российского газового экспорта, и смена руководителя компании вызовет серьезные риски. Понимает Путин и возможные проблемы, связанные с гипотетической реструктуризацией «Газпрома», и на внутреннем рынке. Ведь газовая отрасль, в отличие от нефтяной, прежде всего выполнят роль не экспортера, а поставщика ресурсов на внутренний рынок. На газ слишком много завязано и в коммунальном секторе, и в электроэнергетике, и в других отраслях промышленности. Реформа «Газпрома» - это и риски перебоев в поставках, и, главное, очевидная перспектива роста цен на газ, что может стать чувствительным социально-экономическим потрясением. Так что до весны-лета 2020 года у Миллера точно есть индульгенция.
Основные вехи 2019 года
Политика правительства повышать налоги на нефтяной сектор и одновременно держать цены на топливо создает определенные риски в среднесрочной перспективе. Это касается и необходимости инвестировать в новые проекты, ведь эпоха дешевой по себестоимости нефти постепенно заканчивается, и отрасль не может вечно существовать на базе еще советского наследия. А фактически введенное в стране государственное регулирование цен на бензин и дизель замораживает позитивные структурные изменения в отрасли. Будет поставлен крест на идее создания в стране независимой переработки. А только с ее помощью можно было попробовать убрать олигополию ВИНК на региональных рынках. А если эта олигополия сохранится, то в реальности предпосылки для роста цен будут всегда. Нефтяники будут требовать вернуться к росту цен на внутреннем рынке – и правительство может частично уступить, но фискальные сборы будут расти.
Главной экспортной интригой будут переговоры с Украиной. Транзитный договор закончится 1 января 2020 года, и это означает тяжелейшие осенние переговоры. Исход их предсказать довольно трудно – Украина не хочет смириться с постепенной утратой транзитного статуса, и надеется, что ЕС окажет ей поддержку.
Полным ходом идет развитие арктических проектов. Развитие производства СПГ и попытки превратить Cеверный морской путь в круглогодичную транспортную артерию стали едва ли не ключевыми приоритетами государства.