Наталья Зубаревич, профессор МГУ
1. Какова ситуация с коронавирусом в регионах? Насколько официальная статистика отражает реальную ситуацию?
Самый достоверный показатель – избыточная смертность по данным Росстата. Он рассчитывается как разница между количеством смертей за период с апреля 2020-го по январь 2021 г. (последние данные) и за период с апреля 2019-го по январь 2020 г. В целом по стране избыточная смертность за десять месяцев пандемии составила 392,4 тыс. чел., количество смертей увеличилось на 26%. Самый сильный рост в республиках Северного Кавказа (Чечня – 59%, Дагестан и Ингушетия – 43-46%) из-за низкого уровня медицины и традиций многолюдных свадеб и похорон, способствовавших распространению инфекции. Выше рост смертности в крупнейших городах (Москва и Санкт-Петербург – 34%) из-за высокой концентрации населения и мобильности, в нефтегазодобывающих округах Тюменской области (ЯНАО и ХМАО – 34-36%) из-за распространения вахтовой занятости (временной трудовой миграции из других регионов) и концентрации вахтовиков в небольших поселках.
Росстат также публикует данные о смертности от ковида или связанных с ним причин на основе медицинских диагнозов. За десять месяцев пандемии она составила 200,4 тыс. чел., или 51% от избыточной смертности. Региональная дифференциация очень велика и объясняется особенностями учета причин смерти. Например, в Москве вся избыточная смертность обусловлена ковидом и связанными с ним причинами, а в республиках Чечня и Башкортостан – только 4-6% избыточной смертности, в Липецкой, Самарской областях и Татарстане – 9-15%, что вряд ли можно считать достоверными данными.
2. Как пандемия сказалась на экономической ситуации в регионах? Какие меры принимаются на региональном уровне?
Сильнее пострадали крупнейшие города с более развитым сектором рыночных услуг, в котором преобладает малый и средний бизнес. Деятельность розничной торговли и услуг была ограничена в период пандемии, при этом государство слабо помогло малому и среднему бизнесу. Кроме того, в 2020 г. на 3,5% сократились доходы населения, поэтому снизился платежеспособный спрос. В результате объем розничной торговли в 2020 г. сократился на 4% к 2019 г., а платных услуг – на 17%, сильнее всего в Москве (-29%).
Кроме того, пандемия ударила по экспортно-сырьевым регионам (добыча нефти, газа, угля, алмазов и др.) из-за сильного снижения глобального спроса и сделки ОПЕК+. Добывающая промышленность сократилась на 7% к 2019 г., в т.ч. в Ханты-Мансийском АО – на 10%, в Красноярском крае – на 13%. Это привело к снижению поступлений налога на прибыль в бюджеты регионов (ресурсодобывающие компании – крупнейшие его плательщики).
Обрабатывающая промышленность в 2020 г. восстановилась до уровня 2019 г., хотя в регионах автомобильной промышленности динамика хуже (Самарская обл. – 5%), спрос ограничен падением доходов населения.
Пятикратный рост зарегистрированной безработицы (с 1% в марте до почти 4,9% в сентябре 2020 г.) был связан с повышением пособий по безработице и облегчением регистрации в службах занятости. С октября правила ужесточились и пособия сократились, поэтому в январе 2021 г. зарегистрированная безработица снизилась до 3,4%. Рынок труда не восстановился, но власти приняли решение об оптимизации расходов федерального бюджета на пособия безработным.
3. Каким образом борьба с эпидемией повлияла на отношения федерального центра с регионами и на управление регионами?
Некоторая децентрализация управления в период пандемии была обусловлена сильными различиями ковидной ситуации в регионах и желанием федеральных властей снять ответственность с себя, передав ее губернаторам. Регионы могли самостоятельно принимать решения об ограничениях для населения и бизнеса в секторе услуг, но крупные промышленные предприятия продолжали работать. Самые жесткие ограничения в первую волну пандемии вводили Москва и Московская область.
Следствием локдаунов и ухудшения глобальной конъюнктуры для крупного бизнеса стало сокращение собственных (без трансфертов) доходов бюджетов регионов на 20% во втором квартале 2020 г. Поэтому во вторую волну ковида жестких ограничений не вводили.
В бюджетной сфере централизация в год пандемии усилилась, регионы стали более зависимыми. Федеральный бюджет в 2020 г. увеличил трансферты регионам на 54%, такого роста не было никогда. Доля трансфертов в доходах бюджетов регионов выросла с 19 до 26%. Большая часть трансфертов целевая, регионам предписывалось сверху, на что их нужно тратить.
Благодаря масштабным трансфертам доходы бюджетов регионов выросли за 2020 г. на 10%, но еще быстрее росли расходы – на 15%, в том числе на здравоохранение – на 72%, на социальную защиту населения – на 24%. Кроме того, регионы должны выполнять многочисленные цели президентского указа, на это также выделялись трансферты, которые требовалось софинансировать из бюджета региона.
Денег на все не хватило, 57 регионов закончили 2020 г. с дефицитом бюджета. Долг регионов и муниципалитетов вырос с 2,4 до 2,8 трлн руб. Это еще больше усилило зависимость регионов от финансовой поддержки центра.