Мильченко Ангелина
15 сентября 2022
Предлагаем Вашему вниманию седьмую статью рубрики «Новый взгляд». Здесь в свободном доступе мы размещаем статьи молодых российских исследователей о Франции.
Седьмой выпуск подготовила Ангелина Романовна Мильченко — выпускница факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.
Приглашаем молодых исследователей (аспирантов, соискателей, младших научных сотрудников), занимающихся политическими, экономическими, социологическими, региональными или культурологическими проблемами Франции, связаться с нами по адресу: daria.frantz@ccifr.ru (просим приложить краткую справку о себе и примеры опубликованных статей).
Выпуск №7: "Shortcom: как во Франции придумали и развивают жанр «короткой комедии»"
В наступившем XXI веке, подарившем зрителю новые виды видеоплатформ, французы не только не потеряли интерес к телевидению, которое старается удержать аудиторию за счет роста и разнообразия предложения, но и чаще отдают ему предпочтение. Как сказано в отчете Médiamétrie, «в 2021 году французы тратили 3 часа 41 минуту в день на просмотр телевизионных программ, т.е. на 1 минуту больше, чем в 2019 году».
Немаловажную роль в выживании телевидения и укреплении его позиций играет такой жанр телевизионной индустрии, как сериал. В 2021 году одним из самых просматриваемых сериалов стал франко-бельгийский HPI (High Intellectual Potential), который транслировался телеканалом TF1. Каждый эпизод первого сезона собрал в среднем по 11,9 млн зрителей, из них — 9 млн во время основной трансляции. Еще 2,9 млн смотрели сериал в повторе (концевая сноска 1).
В последние годы на первое место с точки зрения просмотров телесериальной продукции вышли SVoD-платформы (Subscription Video on Demand — «видео по запросу»), то есть сервисы, подписка на которые позволяет запросить тот или иной фильм, сериал либо программу вместо использования традиционных телевизионных услуг. В 2020 году только во Франции было 78 SVoD-сервисов. В том же году этот рынок, по подсчетам Национального центра кинематографии и анимации, оценивался в 1302,6 млрд евро, то есть по сравнению с 2019 годом вырос на 50% (концевая сноска 2). При этом SVoD-платформы все больше инвестируют в оригинальное европейское производство (концевая сноска 3).
France 2 — первопроходец
К концу XX века сильная конкуренция среди французских телеканалов привела к тому, что во Франции зародился такой формат, как shortcom. Это ТВ-сериал, каждый эпизод которого длится от 1 до 7 минут. Он представляет собой последовательность телевизионных зарисовок, или коротких сцен – скетчей (от англ. «набросок»). В них, как правило, разыгрывается комическая ситуация с участием двух-трех актеров без глубоких характеристик персонажей и сложной интриги.
Shortcom’ы преимущественно можно отнести к комедиям, поэтому зачастую их так и называют — «les comédies courtes», что в переводе с французского означает «короткие комедии».
Такие короткометражные сериалы играют прежде всего прикладную роль и необходимы для удержания внимания зрителей на одном телеканале, чтобы те оставались и смотрели программы дальше, а не переключались с кнопки на кнопку. Как отмечается в материале Télé-Loisirs, shortcom’ы служат настоящим «магнитом для телезрителей», притягивая их к экранам «до и/или после вечерних новостей» (концевая сноска 4).
Формат появился во Франции в конце 1990-х годов как один из немногих жанров, который французы «не крали у американцев» (концевая сноска 5). Первый shortcom вышел на France 2 (входит в группу каналов France.tv, или France Télévisions; основан французским парламентом) в 1999 году и назывался Un gars, une fille (концевая сноска 6). Это была адаптация одноименного квебекского сериала на французском языке. Однако между квебекской версией и французской были различия, основное – хронометраж. Если канадский классический ситком длился до 26 минут, то французская версия не превышала 10 минут.
Первый эпизод посмотрели 7,58 млн французов, затем аудитория сериала составила 6 млн зрителей, которые ежедневно наблюдали за жизнью молодой пары (концевая сноска 7). Сериал продлился до 2003 года, в него вошли 485 эпизодов по 6 минут.
Для производства shortcom’а характерны низкая стоимость производства, законченные сюжеты скетчей (то есть каждый эпизод имеет свою завершенность – мысль, действие, шутка и т.д.), узнаваемые персонажи, а главные герои от эпизода к эпизоду не изменяются и, по сути, не развиваются. В Un gars, une fille такими героями является молодая пара, проблемы семейной жизни которой показываются в коротких скетчах (каждый по минуте). Они могут ссориться, обсуждать проблемы, рассказывать друг другу истории из жизни, обижаться и мириться.
Самое главное, что поняли создатели этого shortcom’а, — это то, что такой формат может завоевать популярность среди зрителей, если они будут себя идентифицировать с главными героями. Чтобы максимально достичь этой задачи, создатели сериала не стесняются затрагивать все сферы совместной жизни, в том числе и секс.
Un gars, une fille — международный проект, который был реализован в 29 странах мира. Его адаптировали и в России, где создали «Саша+Маша». Сериал длился два года, был очень похож на французскую версию, как оформлением, так и подобранными темами. Однако у них отличался формат. У русской версии была продолжительность, характерная для ситкома, а не для shortcom’а, — в среднем 25 минут.
Стоит отметить, что в каждой стране сериал снимается по-своему, с изменением названия, имен персонажей. Кроме того, добавляют национальный колорит, характерные детали, переписывают шутки. В частности, в русской версии присутствует бабушка Саши.
Постеры первого французского shortcom’а Un gars, une fille и его адаптации в России «Саша+Маша».
В 2004 году, после завершения проекта Un gars, une fille, на телеканале France 2 вышла Samantha, oups! (концевая сноска 8) о жизни блондинки и ее подруги брюнетки, причем девушек играют мужчины. Этот shortcom шел в течение трех лет, сейчас иногда выходят скетчи на канале программы в YouTube. За все время показано более 300 эпизодов по 6 минут.
Затем, в 2011 году, на телеканале выходит еще одна «короткая комедия» под названием Vestiaires (концевая сноска 9), что в переводе с французского означает «раздевалка». Основное действие сериала разворачивается именно в раздевалке бассейна, куда ходят инвалиды. Главные герои — Роми и Орсон — каждую неделю встречаются там с другими персонажами и делятся своим видением мира, полным юмора и насмешек, в том числе по отношению к себе.
У большинства актеров их заболевания реальны. Например, Джозеф Шованес, у которого действительно диагностирован аутизм, играл в 23-м эпизоде четвертого сезона аутиста, одержимого персидской поэзией. С тех пор он неоднократно появлялся в сериале. Мужчина относится с юмором к своему заболеванию и к тем проблемам, с которыми ему пришлось столкнуться в обществе. Так, он неоднократно выступал на TEDx, рассказывая о своей жизни, о том, чем занимается и что аутизм не всегда означает конец жизни человека (концевая сноска 10).
В съемках сериала принимают участие и приглашенные актеры. Так, в девятом сезоне снимался французский актер Тьерри Лермитт. Он исполнил роль Анри — барона, который после несчастного случая во время поездки на лошади оказался в инвалидном кресле и начал свою реабилитацию в бассейне вместе с основными героями сериала. «Я нормально отношусь к инвалидам по одной простой причине: это может случиться с каждым, мгновенно. Один удар, и ты инвалид!» — поделился актер (концевая сноска 11).
Сериал Vestiaires до сих пор идет на телеканале France 2. В настоящее время он транслируется по пятницам в 20:40. За 11 лет снято более 250 эпизодов хронометражем в среднем по 3 минуты.
Shortcom’ы телеканала М6
С 2001-го по 2003 год на М6 (частный телеканал, который рассчитан на широкую аудиторию) вышло 570 серий Caméra Café (концевая сноска 12), затем, в 2010-м, на том же телеканале транслировался второй сезон, но из-за отсутствия аудитории он был снят с показа (при том, что в начале 2000-х сериал был настолько популярен, что в 2003 году его адаптировали в Италии). В скетчах показана жизнь офисных сотрудников, снятая якобы на скрытую камеру, которая установлена на кофемашине. Таким образом, место действия, ракурс и интерьеры остаются одними и теми же, зритель знает только о жизни героев во время работы. В целом истории независимы друг от друга, но иногда в повествовании используются напоминания о прошедших событиях или разговорах. Стоит отметить, что такой жанр называют псевдодокументальным, или мокьюментари.
Постер shortcom’а Scènes de ménages.
В 2009 году М6 выпускает shortcom под названием Scènes de ménages (концевая сноска 13), но выходит он, в отличие от своих предшественников, 26-30-минутными выпусками (идет до сих пор). Идея зарисовок из жизни различных пар была заимствована у испанского телесериала Escenas de matrimonio. В выпусках собрано по несколько коротких зарисовок из жизни шести пар различных возрастов, с которыми связаны и другие персонажи сериала (их соседи, друзья или родственники). В среднем случай из жизни одной пары длится до 1 минуты. Всего в 12 сезонов вошло 3,3 тыс. эпизодов.
В игру вступают ARTE и TF1
С 2012 года shortcom’ы начинают появляться на ARTE (французско-немецкий телеканал, большая часть продукции которого — 85% — европейского производства, при этом 40% контента — оригинальные документальные фильмы) и TF1 (один из самых популярных каналов во Франции; сейчас им владеет французское анонимное общество Groupe TF1). Так, на ARTE 10 лет назад стал выходить сериал под названием La Minute vieille (концевая сноска 14). Он транслировался по 2019 год, всего вышло пять сезонов по 30-40 эпизодов длиной до 2 минут каждый.
В этом shortcom’е пожилые дамы обсуждают одну ситуацию (проблему) сидя на своих диванах в обстановке, которая создает их образ. Причем каждая высказывает мнение независимо от других героинь — они все якобы находятся в своих домах. Обычно в одном эпизоде историю рассказывают три героини.
Стоит отметить, что интерьер идеально сочетается с их образом не только по стилю, но и по цветовой гамме. Если, например, героиня блондинка или у нее уже седые волосы, то интерьер вокруг в светлых тонах: от белого до нежно-голубого. Среди тем, которые они обсуждают, — отношения между людьми, забавные истории, больше похожие на анекдоты. Например, в серии под названием «Menu très très spécial», речь идет о мужчине, который пришел в ресторан и заказал пережаренный стейк с большим количеством соуса и гнилыми фруктами. Официант был удивлен, но ничего не сказал, а когда он принес блюдо гостю, тот попросил разозлить его, когда он будет есть, чтобы «все было как дома».
В январе 2021 года был снят седьмой сезон, но уже с бельгийскими старушками — La Minute vieille belge (концевая сноска 15). Вышел он в июле того же года, сейчас проходят съемки восьмого сезона, который будет показан в 2023-2024 годах. Создатели сериала сохранили концепцию, добавив бельгийский колорит, например «бельгизмы»: «en stoemelings» («en cachette», «потихоньку»), «fieu» («gars», «парень», «старик»), «dikkenek» («vantard», «хвастливый»).
Постер shortcom’а La Minute vieille.
TF1, в свою очередь, в 2012 году выпустил знаменитый сериал Nos Chers Voisins (концевая сноска 16), трансляция которого продолжается до сих пор. Он выходит в эфир в течение всей рабочей недели. Это юмористический сериал, который рассказывает о жизни соседей одного из жилых французских домов, расположенного по адресу улица Источника, 28. Семьи с детьми, одиночки, соседи по комнате, сварливые старики, семейные люди — все они встречаются в различных местах дома: на лестничной площадке, в холле, во внутреннем дворе или даже в лифте. Таким образом в сериале показана повседневная жизнь и соседские отношения французов. По формату он очень похож на Scènes de ménages, так как выпуски также состоят из коротких зарисовок хронометражем до 1 минуты. Изначально продолжительность выпусков доходила до 6 минут, а затем была увеличена.
Проекты Canal+ покоряют аудиторию и соцсети
29 августа 2011 года в эфир Canal+ (первый во Франции частный канал с абонентской платой; основные направления – кино и спорт; создает коллаборации, например, с Netflix) вышел сериал Bref, и уже 6 октября 2011 года Le Grand Journal (в рамках которого был показан shortcom) собрал максимальную аудиторию в 2,3 млн зрителей. Ближе к 2012 году аудитория снизилась сначала до 2 млн, а затем до 1,5 млн (концевая сноска 17). Последняя серия вышла в июле 2012 года.
Формат сериала похож на историю, которую один друг рассказывает другому. В нем присутствуют слова: «я сказал», «она ответила», только вместо последующей цитаты демонстрируется кадр с действующим лицом, которое самостоятельно произносит данную фразу. Если бы друзья, рассказывая друг другу истории, могли бы параллельно с этим «включать» кадры из своей жизни, это и был бы Bref.
При этом съемки сериала не ограничиваются комнатой главного героя, они ведутся в разных местах – медучреждении, родительском доме, квартире девушки героя, на улице в городе и др., в отличие от Scènes de ménages, Nos Chers Voisins или La Minute vieille, где зачастую используются одни и те же интерьеры и комнаты.
Сериал стал популярен не только среди телезрителей, но и в соцсетях: в Facebook* (*деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская) и Twitter** (**cоциальная сеть Twitter заблокирована в России по требованию Генпрокуратуры по статье 15.3 — распространение незаконной информации) у него набралось порядка 3 млн фанатов, несмотря на заметное снижение телевизионной аудитории (концевая сноска 18).
Журналист Алекс Ференчи отмечает, что СМИ окрестили главного героя, яркого представителя своего поколения, «милый одиночка, слегка лысеющий и с мягким характером». «Вдохновленные обычным поведением героя перед компьютером, телевизором, в супермаркете, в душе или по вечерам эпизоды Bref превозносят повседневную жизнь, пропитанную насмешками над собой», — добавил автор HuffPost (концевая сноска 19).
По мнению одного из авторов Le Monde Пьера Серизьера, успех сериала состоит именно в идентификации зрителей с героем, потому что каждая серия показывает, насколько они близки. «Герой — это вы и я. И особенно я. Да, да, клянусь, в легендарной серии «Короче, я такой же, как все остальные», тот, кто подавится своим тирамису, — это я. Тот, кто всегда носит гель, чтобы помыть руки, — это тоже я. <…> Мы точно противоположность всемогущим героям, о которых мы можем мечтать, что в один прекрасный день станем ими. Герой Bref — это действительно тот, кем мы можем быть, прямо сейчас, и, по правде говоря, кем мы были раньше», — пишет он в своем материале «Semaine des lecteurs — Bref, la fin du rêve» (концевая сноска 20).
В то же время Пьер Серизьер задается вопросом, не является ли этот shortcom «искажающей призмой». «Под видом скетчей, которые правдивы, сериал изображает общество, которого не существует: униформа, нет каких-либо различий. Он описывает стандартный образ жизни, который не является общим для всех, но становится Граалем*** [***символ страстей, которые приносят физические и душевные страдания] целого поколения», — утверждается в материале Le Monde.
Shortcom’ы продолжают активно развиваться и находят свою аудиторию. Примером тому служит показанные в 2019-2022 годах два сезона Pitch по 15 серий (концевая сноска 21). Этот сериал, созданный Canal+, выходит в эфир каждую субботу в 20:35. В среднем, один эпизод длится от 3 до 5 минут. В сериале речь идет о молодом гиперактивном продюсере Лионеле Планше, который хочет создать свой полнометражный фильм. В этом ему помогает преданная ассистентка Шанталь, которая немного к нему подлизывается, но с добрыми намерениями. Лионель убежден, что у него есть преимущество – интуиция. Однако его идеи и озарения, которые случаются с ним почти каждую серию, больше похожи на самовлюбленный бред. Главного героя играет Батист Лекаплен, который также снимался в Bref (концевая сноска 22).
Постеры французского shortcom’а Bref и его российского аналога «Короче».
В 2018 году на том же телеканале вышел сериал Broute (2018-2022) (концевая сноска 23). Это пародия на французское интернет-издание Brut (концевая сноска 24), которое предоставляет видеоконтент, адаптированный под смартфоны, — берет видеокомментарии у разных людей на актуальные темы.
Главную роль в shortcom’е играет Бертран Усклат, причем каждый раз разную. Он выражает свою точку зрения на мир, в целом циничную, но неординарную. Каждая серия длится от 2 до 4 минут.
Другой сериал Canal+ — Ils ont dit (2021 — наст. время) (концевая сноска 25) — основан на болтовне по телефону главной героини – 30-летней Камиллы. Она звонит своей подруге Кристине и рассказывает о том, что прочитала в соцсетях, — «и, как говорят в соцсетях, это должно быть правдой». Продолжительность эпизода в среднем 2 минуты.
Под эгидой Canal+ вышли недавно и идут до сих пор еще два сериала с актрисой Анной Аптер в главной роли — Cher journal (2020-2021) (концевая сноска 26) и Ça sera (peut-être) mieux après (2021 — наст. время) (концевая сноска 27). В первом сериале главная героиня Анна погружена в свою грусть. Зритель, по сути, наблюдает за течением ее мыслей, которые она записывает в дневник. Рейтинг Cher journal на IMBd — 8,1/10. Второй сериал — это путешествие во времени, которое «дает высказаться будущим поколениям, чтобы узнать, всегда ли в будущем мы будем говорить о том, что раньше было лучше», говорится на сайте телеканала.
Отголоски в России
Хотя за несколько минут, которые составляют продолжительность одного эпизода, и не успеваешь толком погрузиться в сериал, цель shortcom’ов не в этом – скорее, они предоставляют людям возможность совсем ненадолго отвлечься и отдохнуть. Подобный формат подходит для этого как нельзя лучше, тем более что shortcom’ы можно теперь смотреть не только по телевидению в перерывах между программами, но и на SVoD-платформах и в соцсетях, прежде всего на YouTube. Например, France Télévisions и Canal+ выкладывают в сеть достаточно много такого контента, порой — целые сезоны сериалов.
Таким образом, shortcom, зародившись как ответ на рост конкуренции между телеканалами, превращается в нечто большее – новый полноценный формат, который выходит на международный уровень. «Shortcom’ы хорошо потребляются беспорядочно, так как это требует меньше усилий от зрителей, чем просмотр «мыльных опер», когда необходимо смотреть от начала до конца, не пропуская эпизоды», — отметил журналист Пьер Лангле, специализирующийся на телесериалах (концевая сноска 28).
Например, в России, как уже упоминалось, по ТНТ показывали адоптированный сериал «Саша+Маша», а недавно появился сериал «Короче» — российский аналог французского Bref. Кроме того, shortcom’ы становятся и частью онлайн-индустрии, органично сочетаясь с крупноформатным контентом. Например, на российской платформе Okko наравне с полноформатными сериалами (от 25 до 40-50 минут) выкладываются и оригинальные российские проекты shortcom’ов. Одним из них стал сериал «Любовь в нерабочие недели», снятый режиссером Леонидом Марголиным. Премьера состоялась на онлайн-платформе 23 июня 2020 года, а уже в августе сериал начали транслировать на канале СТС. В скетчах рассказываются истории трех семейных пар, которые находятся на разных стадиях отношений: одни готовятся к свадьбе, другие уже женаты, а третьи ждут ребенка. При этом между собой они не пересекаются. По сюжету они вынуждены сидеть взаперти из-за строгих ограничений в связи с пандемией коронавируса. Всего вышло 10 серий по 15 минут. В 2021 году было снято еще два сезона-продолжения: «Любовь в рабочие недели» и «Любовь в жаркие недели».
«Любовь в нерабочие недели» — оригинальный российский проект shortcom’а.
*****
1) Médiamétrie. L’Année TV 2021 // URL: https://www.mediametrie.fr/fr/lannee-tv-2021 (дата обращения: 25.08.2022)
2) Industrie des séries : explosion de l’offre, indigestion du public. L’éclaireur// URL: https://leclaireur.fnac.com/article/95339-industrie-des-series-explosion-de-loffre-indigestion-du-public/ (дата обращения: 25.08.2022)
3) YEARBOOK 2019/2020. KEY TRENDS // URL: https://rm.coe.int/yearbook-key-trends-2021-2022-en/1680a5d46b (дата обращения: 25.08.2022)
4) Télé-Loisirs. «Le charabia des séries : sitcoms, comédies, shortcoms... c'est quoi la différence?» // URL: https://www.programme-tv.net/news/series-tv/49328-le-charabia-des-series-sitcoms-comedies-shortcoms-c-est-quoi-la-difference/ (дата обращения: 25.08.2022)
5) Télé-Loisirs. «Le charabia des séries : sitcoms, comédies, shortcoms... c'est quoi la différence?» // URL: https://www.programme-tv.net/news/series-tv/49328-le-charabia-des-series-sitcoms-comedies-shortcoms-c-est-quoi-la-difference/ (дата обращения: 25.08.2022)
6) Un gars, une fille // URL: https://www.youtube.com/user/UnGarsUneFille (дата обращения: 25.08.2022)
7) CNC. «Un gars, une fille, les débuts des programmes courts» // URL: https://www.cnc.fr/series-tv/actualites/un-gars-une-fille-les-debuts-des-programmes-
8) Samantha, oups! // URL: https://www.youtube.com/channel/UC3HcGh7434WBFgGaSfMRH-A (дата обращения: 25.08.2022)
9) Vestiaires // URL: https://www.youtube.com/user/vestiairesfrance2/featured (дата обращения: 25.08.2022)
10) La comédie de la normalité: Josef Shovanec at TEDxAlsace // URL: https://www.youtube.com/watch?v=wu5EILxuaeU (дата обращения: 25.08.2022)
11) France Télévisions. «Thierry Lhermitte rejoint les Vestiaires!» // URL: https://www.francetelevisions.fr/et-vous/notre-tele/en-coulisses/thierry-lhermitte-rejoint-les-vestiaires-1348#:~:text=En%20ce%20jour%20de%20tournage,peu%20caricatural%2C%20explique%20le%20com%C3%A9dien. (дата обращения: 25.08.2022)
12) Caméra Café // URL: https://www.youtube.com/channel/UCGXrerKkgdCLi4QJAdRpgHw (дата обращения: 25.08.2022)
13) Scènes de ménages // URL: https://www.6play.fr/scenes-de-menages-p_829 (дата обращения: 25.08.2022)
14) La Minute vieille // URL: https://www.youtube.com/channel/UCGo2FpBjXM0guo3vEfBl_KA (дата обращения: 25.08.2022)
15) La Minute vieille belge // URL: https://www.arte.tv/fr/videos/099628-005-A/la-minute-vieille-belge/ (дата обращения: 25.08.2022)
16) Nos Chers Voisins // URL: https://www.tf1.fr/tf1/nos-chers-voisins (дата обращения: 25.08.2022)
17) Sedille О. «La fuite des derniers épisodes de "Bref". Un coup monté ?», L’OBS // URL: http://leplus.nouvelobs.com/contribution/229095-la-fuite-des-derniers-episodes-de-bref-un-coup-monte.html (дата обращения: 25.08.2022)
18) HuffPost. "Bref" : victime des détournements ou le filon épuisé par les autres» // URL: https://www.huffingtonpost.fr/2012/07/11/bref-detournement-essoufflement-fin_n_1664690.html (дата обращения: 25.08.2022)
19) Ferenczi А. «Bref : les raisons du succès de la mini-série de Canal+», HuffPost // URL: https://www.huffingtonpost.fr/2012/07/11/bref-raisons-succes-canal-mini-serie_n_1664906.html (дата обращения: 5.05.2020)
20) Sérisier Р. «Semaine des lecteurs -- Bref, la fin du rêve», Le Monde // URL: https://www.lemonde.fr/blog/seriestv/2012/04/29/semaine-des-lecteurs-bref-la-fin-du-reve/ (дата обращения: 5.05.2020)
21) Pitch // URL: https://www.youtube.com/channel/UCBTDgthuMxXF0HoBJypd1hA (дата обращения: 25.08.2022)
22) Pitch // URL: https://www.canalplus.com/series/pitch/h/11114602_50001 (дата обращения: 25.08.2022)
23) Broute // URL: https://www.canalplus.com/divertissement/broute/h/12412331_50001 (дата обращения: 25.08.2022)
24) Brut. // URL: https://www.brut.media/us (дата обращения: 25.08.2022)
25) Ils ont dit // URL: https://www.canalplus.com/series/ils-ont-dit/h/16927797_50001 (дата обращения: 25.08.2022)
26) Cher journal // URL: https://www.canalplus.com/series/cher-journal/h/14671906_50001 (дата обращения: 25.08.2022)
27) Ça sera (peut-être) mieux après // URL: https://www.youtube.com/watch?v=M9FM_jJBtDg&list=PLn2I00gPSd-pdpjgzToa-c2LiLoLye5bt&index=3 (дата обращения: 25.08.2022)
28) Ferenczi А. «Bref : les raisons du succès de la mini-série de Canal+», HuffPost // URL: https://www.huffingtonpost.fr/2012/07/11/bref-raisons-succes-canal-mini-serie_n_1664906.html (дата обращения: 5.05.2020)