Российская Федерация не является членом Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК), несмотря на то что в прошлом возможное вступление России в ОПЕК выносилось на обсуждение. Для разных государств, не входящих в ОПЕК, в том числе для России, одно из главных неудобств возможного членства в этой организации состоит в том, что они частично потеряли бы возможность свободно устанавливать уровень своего производства, который определяется совместным решением стран-членов. При том, что независимый статус России не мешает сотрудничеству с ОПЕК, особенно в периоды падения цены на сырую нефть, организация никогда не скрывала определенного недоверия в отношении Москвы, считая, что Россия не всегда выполняет свои обещания по ограничению производства.
ОПЕК стремится к тому, чтобы страны, не входящие в нее, участвовали в стабилизации мирового нефтяного рынка
Когда летом 2014 г. цена на нефть начала снижаться по причине избыточного предложения на мировом уровне, перед ОПЕК встал вопрос о соответствующей реакции на сложившуюся ситуацию. В конце ноября 2014 г. в ходе заседания конференции министров ОПЕК организация решила не принимать решения, что ускорило падение цены на черное золото. Эта позиция была, среди прочего, мотивирована желанием оказать давление на страны, не входящие в ОПЕК, в частности на Россию, с тем чтобы они сократили свое производство. ОПЕК не хотела пытаться в одиночку стабилизировать мировой нефтерынок и не хотела, чтобы страны – не члены ОПЕК воспользовались ситуацией и перехватили у нее доли рынка. Напомним, что три крупнейших мировых производителя жидких углеводородов (сырой нефти и газового конденсата) – США, Россия и Саудовская Аравия (в таком порядке). Организация также указала, что она представляет не более 40% мирового производства нефти и что, соответственно, страны, не входящие в ОПЕК, должны разделять с ней бремя регулирования мирового рынка.
2016 г. был, однако, отмечен сближением России с ОПЕК, в особенности с Саудовской Аравией. В январе 2016 г. цена на нефть марки Brent упала ниже 30 долларов за баррель, что подвигло страны-производители на сближение, с целью переломить тенденцию (в июне 2014 г. цена на Brent поднималась до 115 долларов за баррель). В середине февраля 2016 г. это сотрудничество начало принимать конкретные формы: в столице Катара, Дохе, четыре государства-производителя объявили о своем намерении заморозить производство на уровне начала 2016 г. Среди этих стран были три государства – члена ОПЕК (Саудовская Аравия, Венесуэла и Катар) и Россия. Дохийское соглашение положило начало интересной динамике, и в последующие дни и недели целый ряд стран, входящих и не входящих в ОПЕК, заявили о своей готовности присоединиться к этому решению. Однако два месяца спустя, в середине апреля 2016 г., очередная встреча в Дохе с участием большинства членов ОПЕК и ряда стран не членов закончилась ничем из-за разногласий между Саудовской Аравией и Ираном. Саудовская Аравия ставила условием для заморозки своей нефтедобычи аналогичные меры со стороны Ирана; для Тегерана же, только что добившегося снятия западных экономических санкций с января 2016 г., пойти на такое условие было невозможно. Эти санкции повлекли за собой существенное снижение производства и экспорта иранской нефти между 2012 г. (когда ЕС ввела нефтяную блокаду против Ирана) и 2015 г. Производство, которое в начале 2010-х гг. составляло чуть меньше 4 млн баррелей в день, к 2015 г. упало до 2,7–2,8 млн баррелей/день. Одновременно иранский экспорт сырой нефти сократился примерно на 50%, т.е. до 1 млн баррелей в день. Глава министерства нефти Ирана Бижан Намдар Зангане неоднократно пытался объяснить своим коллегам из ОПЕК, что Иран сможет пойти на ограничение своего производства только тогда, когда оно вернется на уровень, предшествовавший европейскому эмбарго.
Россия внесла вклад в сближение между Саудовской Аравией и Ираном
После провала дохийских переговоров Россия и некоторые другие страны, в частности Алжир, член ОПЕК, приняли участие в сближении между Ираном и Саудовской Аравией – исключительно по вопросам нефтедобычи. В конце сентября 2016 г. во время встречи в Алжире ОПЕК приняла принципиальное решение о сокращении производства в 2017 г., а Саудовская Аравия отказалась требовать от Ирана строго зеркальных мер; таким образом ситуацию удалось вывести из тупика. Помимо Ирана, Ливия и Нигерия также получили возможность увеличить производство.
Достигнутое соглашение было официально оформлено в конце ноября на конференции ОПЕК в Вене и вступило в действие 1 января 2017 г. Одним из условий этого соглашения было участие стран – не членов ОПЕК. Для выполнения этого условия 10 декабря 2016 г. в Вене, по настоятельному требованию Саудовской Аравии, было подписано соглашение между одиннадцатью странами, не входящими в ОПЕК, включая Россию. ОПЕК обязалась снизить свое производство на 1,2 млн баррелей в день, вернувшись к уровню 32,5 баррелей в день в первом квартале 2017 г.; со своей стороны, вышеупомянутые страны – не члены ОПЕК сократили производство на 558 000 баррелей в день за тот же период. Россия сыграла здесь важную роль, поскольку ее доля в этом сокращении составила 300 000 баррелей в день, т.е. 54% от общего объема снижения нефтедобычи стран – не членов ОПЕК (кроме России к соглашению присоединились Азербайджан, Бахрейн, Бруней, Казахстан, Малайзия, Мексика, Оман, Судан, Южный Судан и Экваториальная Гвинея).
Проверка на прочность сотрудничества России с ОПЕК в первом полугодии 2017 г.
Впервые за историю непростых отношений между Россией и ОПЕК организация предложила России войти в состав комитета министров, уполномоченного наблюдать за выполнением вышеупомянутых венских соглашений. В этот наблюдательный комитет под председательством Кувейта вошли две страны, не являющиеся членами ОПЕК: одной из них стала Россия, которая будет выступать в качестве сопредседателя комитета.
Итак, за 2016 г. ситуация существенно изменилась. При этом летом 2014 г. и в конце 2016-го казалось, что разногласия как внутри ОПЕК, так и между странами – членами ОПЕК и странами, не входящими в организацию, обрекли всех нефтепроизводителей на бессильное наблюдение за падением цен на сырую нефть. У истоков сближения ОПЕК со странами не членами стояли, прежде всего, Саудовская Аравия и Россия, каждая из которых является, по сути, лидером этих двух групп (США в принципе никогда не участвуют в соглашениях по сокращению производства). Главной проверкой на прочность будет, конечно, соблюдение той и другой стороной обязательств, взятых на себя 30 ноября и 10 декабря 2016 г. Если принятые условия будут выполнены, ОПЕК, Россия и прочие заинтересованные страны, не входящие в организацию, смогут достигнуть цели: стабилизировать нефтяной рынок и обеспечить подъем цен на сырье.