Fr Fr

Глава 4. Регионы

Колосов Владимир
1 ноября 2019

"Приморский край: вызовы и перспективы"

В декабре 2018 г. президент Владимир Путин поддержал инициативу недавно назначенного губернатора Приморского края Олег Кожемяко о переносе центра Дальневосточного федерального округа из Хабаровска во Владивосток. Таким образом, была поставлена точка в извечном соревновании двух городов с примерно равной численностью населения за право быть формальным центром Дальнего Востока. Владивосток получил существенные преимущества. В России города с более высоким административным статусом, за редкими исключениями, всегда развивались более успешно. Перенос важных федеральных учреждений даст Владивостоку новый имидж, рабочие места, дополнительные федеральные ассигнования; туда потянутся представительства крупных компаний. Многие обозреватели расценивали решение президента как политический шаг – своего рода «наказание» хабаровчан за избрание ими на пост губернатора представителя ЛДПР Сергея Фургала, опередившего на выборах своего предшественника единоросса Вячеслава Шпорта и знак прямой поддержки Олега Кожемяко, которому через несколько дней предстояли выборы, на которых он победил со значительным преимуществом.

Социальная нестабильность в стратегически важном регионе

Приморский край – самый крупный по численности населения и стратегически важный регион Дальнего Востока, в котором сосредоточены основные тихоокеанские порты России, располагается главная база Тихоокеанского флота, ведущий сельскохозяйственный район, дающий вместе с Амурской областью более половины аграрной продукции ДФО. Приморье – первый в округе субъект федерации по стоимости продукции обрабатывающей промышленности, опережающий, хотя и не очень значительно, Хабаровский край. Во Владивостоке традиционно больше, чем в Хабаровске, иностранных представительств.

Вместе с тем Приморский край в политической жизни постсоветской России всегда был одним из наиболее проблемных среди «русских» регионов, что было, в свою очередь, связано с социальной нестабильностью, размахом теневой экономики и конкуренцией между политическими кланами, контролирующими разные сферы деятельности. Столица Приморья не раз становилась ареной массовых протестных манифестаций: в 2018 году – против фальсификации выборов и пенсионной реформы, ранее – против повышения пошлин на въезд подержанных автомобилей и т.п.

Три губернатора края досрочно покинули свои посты: Евгений Наздратенко (1995-2001) и Владимир Миклушевский (2012-2017) ушли «по собственному желанию». Губернатора Сергея Дарькина (2001-2012) пресса обвиняла в причастности к криминальным структурам. При нем постоянно происходили коррупционные скандалы, в его офисе и доме произвели обыск, и в конечном итоге он также был вынужден подать заявление об отставке «по собственному желанию и состоянию здоровья». Политические и коррупционные скандалы долгое время сотрясали и мэрию Владивостока. Мэр Владимир Николаев (2004-2008), по сведениям СМИ, являвшийся ранее лидером организованной преступной группировки по кличке Винни-Пух, был отстранен от должности за злоупотребление служебными полномочиями и судим. Его преемник Игорь Пушкарев (2008-2016) за тяжкие коррупционные преступления в 2019 г. осужден на 15 лет лишения свободы. До последнего времени отношения между краевой и городской администрацией Владивостока отличались постоянной конфронтацией.

Приморский край

Источник: Франко-российский аналитический центр Обсерво.

Большой резонанс получила кампания по выборам губернатора края в сентябре 2018 года. Назначенный и публично поддержанный президентом и.о. губернатора Андрей Тарасенко, сделавший карьеру в Москве (концевая сноска 1) и баллотировавшийся от «Единой России», вышел во второй тур вместе с депутатом Законодательного собрания от КПРФ Андреем Ищенко, в котором они получили почти равное число голосов – соответственно, 49,6% и 48,1%. Однако были выявлены масштабные фальсификации итогов голосования в пользу Тарасенко; в частности, были подменены 19 протоколов. Центральная избирательная комиссия приняла решение отменить результаты выборов и назначить новые, состоявшиеся в декабре того же года. Тарасенко ушел в отставку. На повторных выборах кандидатом от «партии власти» стал выходец из Приморья губернатор Сахалинской области, а ранее – Амурской области и Корякского автономного округа Олег Кожемяко, формально – самовыдвиженец. Сентябрьское поражение в Приморье, совпавшее с неблагоприятными для власти результатами голосования еще в трех регионах (Владимирской области и Хакасии), было расценено в Кремле как ее серьезное поражение

Положение в Приморье богато парадоксами. С одной стороны, руководство России уделяет краю большое внимание. В последние годы он был одним из лидеров в стране по масштабам трансфертов из федерального бюджета, в него вкладывают значительные средства и федеральные промышленные группы (ФПГ). Частным инвесторам в ряде регионов края предоставлены едва ли не максимально возможные льготы. Российское правительство пытается компенсировать удаленность дальневосточных регионов от основных центров страны и из года в год субсидирует тарифы на пассажирские авиаперевозки. Право на льготу (для Владивостока в 2019 году - в сумме до 5,9 тыс. рублей при покупке билета в одну сторону на рейс государственной компании «Аэрофлот») имеют граждане РФ в возрасте до 23 лет, женщины старше 55 лет и мужчины – 60 лет, инвалиды, многодетные семьи и др.

Демография: непрекращающийся отток людей

С другой стороны, демографическая ситуация остается свидетельством социального неблагополучия и улучшилась весьма незначительно. В 1991-2018 гг. население Приморского края непрерывно сокращалось, хотя после 2010 года сравнительно медленно – на 0,2-0,6% ежегодно. В итоге край потерял за постсоветские годы 16,8% населения (368 тыс. человек), причем его главным образом за счет людей трудоспособного возраста. В 2017 году смертность примерно на треть превышала рождаемость. Сальдо миграций по-прежнему отрицательное (в 2017 г. – 29 человек на 10 тыс. жителей), хотя и не такое значительное, как в Магаданской и Амурской областях или в Якутии. По ожидаемой продолжительности жизни край занимает одно из последних мест среди регионов страны (74-е).

Массовый отток квалифицированных кадров тормозит восстановление утраченного в первые постсоветские годы промышленного потенциала и отличается крайней территориальной неравномерностью. В городах края, в которых проживает 76% населения, на одного безработного приходится пять вакансий. В сельской местности, наоборот, на каждую появляющуюся вакансию находятся двое претендентов, хотя агроклиматические условия в Приморье, особенно в его южных и юго-западных районах, наиболее благоприятные на Дальнем Востоке и позволяют выращивать даже такие теплолюбивые культуры, как рис, бахчевые, баклажаны, перец и др.

Причины продолжающегося выезда жителей – сравнительно низкие зарплаты в сочетании с высокой стоимостью жизни. ВРП края в последние годы почти не увеличился. Среднедушевые доходы населения в крае примерно вдвое ниже, чем в Москве (в 2017 г. – 33,1 тыс. руб.), а цены на важнейшие потребительские товары на 30–50% выше, чем в Центральной России. Владивосток входит в пятерку самых дорогих городов России по стоимости жилья, дороговизне коммунальных услуг и ценам в ресторанах (концевая сноска 2).

Продолжающееся обезлюдение Дальнего Востока, включая даже Приморский край – регион с наиболее привлекательными природно-климатическими условиями – крупная национальная проблема. Ее решение может носить только системный характер и основываться на создании новых высокооплачиваемых рабочих мест в конкурентоспособных на мировом рынке отраслях обрабатывающей промышленности, комфортных условий жизни за счет развития социальной сферы, улучшения транспортной инфраструктуры и активного жилищного строительства. Решение этих задач, актуальных для многих регионов России, осложняется удаленностью Приморья, вызывающей риск распада хозяйственных, а затем потенциально культурных и политических связей с остальной частью страны, превращения Дальнего Востока в сырьевой придаток и «внутреннюю колонию» национальной экономики (концевая сноска 3). Хотя бы частично компенсировать эту особенность географического положения региона может только государство, всегда игравшее основную роль в хозяйственном освоении и заселении восточных территорий, чему способствовала необходимость защиты границ, размещения там вооруженных сил и развития оборонной промышленности. Для освоения края использовались разные инструменты: государственные инвестиции, строительство объектов инфраструктуры, тарифная политика на транспорте, льготы, высокие зарплаты и пособия для жителей и новых переселенцев. Рентабельностью предприятий нередко приходилось жертвовать во имя достижения военных, политических и социальных целей.

Перспективы экономики: от сырьевой специализации к транспортно-логистическому профилю и развитию туризма

В экономике Приморья, как и других дальневосточных регионов, раньше значительное место принадлежало сырьевым отраслям – добыче и обогащению руд цветных металлов – свинца, цинка, олова, вольфрама и серебра, а также добыче угля, флюорита, боросиликатов, известняка, заготовке леса, добыче рыбы и морепродуктов. Однако в горнодобывающей промышленности производство уменьшается из-за сокращения спроса и падения цен на цветные металлы, высокой себестоимости добычи, значительных издержек на перевозку концентратов на предприятия Сибири и Европейской части России.

Перспективной основой хозяйственного комплекса Приморья экспертам видится, во-первых, развитие транспортно-логистических и транзитных функций. Грузооборот морских портов края растет и составил в 2018 г. более 200 млн т (из них 125 млн пришлось на сухие грузы), или около 25% грузооборота всех морских портов России. Самый крупный порт – Восточный (63 млн т), за ним следуют Находка (24 млн) и Владивосток (21 млн). В связи с расширением экспорта угля и другого сырья, несмотря на огромные расстояния сухопутных перевозок до портов и высокие железнодорожные тарифы, делающие экспорт многих товаров невыгодным, потребность в перевалочных мощностях быстро растет, и инвестиции в портовую инфраструктуру весьма рентабельны. Слабым местом транспортной инфраструктуры Приморья остается недостаточная пропускная способность железнодорожных подходов к портам. Другое традиционно слабое место – относительно низкая доля контейнерных перевозок. Большое значение придается реализации проектов создания международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» для транзита экспорта из северо-восточных провинций Китая в Европу через порты Приморского края, в частности, Зарубино, находящийся всего в 18 км от границы). Но реализация этих проектов идет медленно.

Согласно Стратегии развития Приморского края до 2030 г., другая приоритетная отрасль – рыбохозяйственный комплекс (концевая сноска 4). После распада Советского Союза он пережил глубокий кризис: ныне 80% добычи рыбы и морепродуктов приходится на исключительную экономическую зону; уловы сократились с 1946 тыс. т в 1988 г. до 837 тыс. в 2016-м. Доля рыболовства в ВРП края упала примерно до 4%. Однако его доля края в добыче рыбы и морепродуктов в России составляет около 40%. Эта продукция – основа экспорта Приморья (в 2016 г. – 38%). Основные проблемы отрасли – как и прежде, «серый» экспорт в соседние страны АТР (уловы прямо в море перегружаются на иностранные суда при минимальных выплатах налогов в бюджет) и крайне низкая степень переработки продукции, особенно экспортной (концевая сноска 5). В начале 2019 г. правительство попыталось частично пересмотреть квоты вылова краба, зафиксированные на 15 лет и перейти на их распределение по результатам аукциона, что вызвало протесты бизнес-сообщества, ссылавшегося на то, что владельцы квот выплачивают специальные пошлины на обновление флота и реформа разрушит сложившуюся хозяйственную модель. В результате правительство было вынуждено отступить.

С транспортно-логистическим комплексом и рыболовством связаны обслуживающие отрасли, в том числе судостроение и судоремонт. В этих отраслях производство сокращалось из-за конкуренции с Южной Кореей и другими соседними странами. В целом экономика края зависит от повышения в его промышленной продукции доли отраслей с высокой добавленной стоимостью. В их числе оборонный комплекс, в который входят известный авиационный завод в Арсеньеве, приборостроение во Владивостоке, военное судостроение во Владивостоке и Большом Камне. Значительные надежды возлагаются на новые химические и нефтехимические производства, сырье для которых будет поступать по новому трубопроводу из Сибири.

Диверсификации экономики Приморья способствует развитие туризма. С 2013-го по 2017 г. поток туристов из-за рубежа, в основном из Китая, увеличился в 4 раза и составил более 500 тыс. человек, что связано в том числе с падением курса российского рубля в конце 2014 г. Более чем вдвое вырос и поток российских туристов (3,5 млн человек).

Государственные программы развития Дальнего Востока

Одним из главных инструментов государственной стратегии развития Дальнего Востока, и в частности, Приморья, традиционно служат государственные программы. Ныне действующая программа утверждена правительством России в марте 2019 гг. Она включает пять подпрограмм, направленных на создание условий для опережающего развития ДВФО, повышение инвестиционной привлекательности региона и его сбалансированное территориальное развитие, поддержку инвестиционных проектов. В программу входят также федеральная целевая программа (ФЦП) по развитию Курильских островов. Механизмы реализации программ меняются, но как показывает опыт, они реализуются далеко не в полной мере из-за нехватки финансирования, срыва планов государственно-частного партнерства, обилия проектов, пролоббированных представителями разных отраслей и местными властями.

Другой инструмент регионального развития, оказавший немалое влияние на Приморский край и его столицу, – реализация крупных государственных проектов, используемых для создания разнообразной инфраструктуры: подготовка саммита АТЭС во Владивостоке, состоявшегося в 2012 г. Многочисленные стройки к саммиту критиковали за исключительную дороговизну, разбазаривание средств, спешку, из-за которой многие объекты не были вовремя закончены и страдало качество работ. Счетная палата подсчитала, что общая стоимость работ составила 679 млрд руб. и была на 32% оплачена из бюджетных источников. По сравнению с изначальным планом она в итоге выросла в 4,6 раза (концевая сноска 6). «Наследие» саммита – прежде всего, два моста, позволившие намного сократить путь между районами города, расположенными по разным сторонам бухты Золотой Рог и частично избавить его центр от пробок. К городу был подведен газопровод, улучшены дороги и т.п. Начато освоение обширного и малозаселенного острова Русский, ранее бывшего вотчиной военных, где построены новый кампус Дальневосточного федерального университета и океанариум.

Провозглашена цель превратить Владивосток в крупный международный экономический и культурный центр, столицу «Тихоокеанской России», призванную интегрировать регионы Дальнего Востока и Забайкалья в экономические структуры АТР, что требует расширения культурно-образовательных и инновационных функций. В 2013 г., уже после саммита, во Владивостоке открылся Приморский театр оперы и балета, ставший с 2015 г. Приморской сценой петербургского Мариинского театра. В 2019 г. в городе должен открыться музей «Эрмитаж-Владивосток» - филиал всемирно известного петербургского музея; планируется создать также филиал Третьяковской галереи. В 2017 г., правительство России утвердило Концепцию развития острова Русский, включая сооружение конгрессно-выставочного центра и культурно-познавательного комплекса «Босфор-Восточный», Инженерного центра судостроения и судоремонта, биотехнопарка, Алмазного центра для развития производств, использующих ювелирные и технические алмазы, и др. Актуализируется Стратегия развития города с продлением срока ее действия до 2030 г.

Заинтересованность властей в превращении Приморья в привлекательный для инвестиций регион отражается в том, что именно здесь проходят апробацию новейшие для России инструменты регионального развития. Здесь созданы пока единственный в России свободный порт; край стал одним из первых регионов, в котором еще в 2015 г. учреждены территории опережающего развития (ТОР), действует игорная зона (концевая сноска 7). ТОР обеспечиваются на бюджетные средства инфраструктурой – дорогами, сетями электро-, водо- и газоснабжения. Там предусмотрен особый режим предпринимательской и других видов деятельности, включающий льготное налогообложение, преференции особой таможенной зоны, упрощенные административные и таможенные процедуры, облегченный порядок привлечения иностранной рабочей силы и др. На начало 2019 г. в Приморье создано четыре ТОР. Сходные льготы для резидентов Свободного порта Владивосток предоставляются на еще более выгодных условиях и направлены на создание экспортных производств или выпуска продукции на основе импортного сырья или компонентов. Территория Свободного порта охватывает 12 муниципальных образования южной части края, включающей основные пассажирские, грузовые, нефтеналивные терминалы. Общий объем федеральных и краевых инвестиций в этот проект должен составить 220 млрд руб.

ТОР «Надеждинская» в Надеждинском муниципальном районе специализируется на транспортно-логистических операциях и обрабатывающей промышленности. Это самая востребованная ТОР в Приморье: ее промышленная площадка заполнена уже на 90%. ТОР «Михайловская», включающая четыре муниципальных района – Михайловский, Черниговский, Яковлевский и Спасский – отраслях агропромышленном комплексе, в том числе переработке сельскохозяйственной продукции. Якорный инвестор ТОР «Нефтехимический» в Партизанском районе (порт Восточный) – Восточная нефтехимическая компания, входящая в структуру «Роснефти». Плановое окончание строительства – 2022 г.

Главная сфера специализации ТОР «Большой Камень» в городе того же названия – судостроение. Ее ядром становится судостроительный завод «Звезда» (главный инвестор – «Роснефть»), на котором должны строиться танкеры класса «Афромакс», суда снабжения и морские платформы для бурения ледового класса водоизмещением до 350 тыс. т. В деятельности завода предполагается использовать южнокорейские технологии. Правительство рассчитывает на значительный мультипликативный эффект от создания кластера тяжелого судостроения для промышленности края и страны в целом. «Звезда» уже получила заказы на 12 танкеров типа «Афромакс» водоизмещением 114 тыс. т для эксплуатации в том числе на Северном морском пути. На полную мощность он должен выйти по плану к 2024 г. Стройку уже дважды посетил Владимир Путин.

На острове Русский планируется взамен туристско-рекреационной особой экономической зоны сформировать еще одну ТОР, которая получит более широкую специализацию – не только на приеме туристов, но и расширять на базе Дальневосточного федерального университета научно-образовательные и инжиниринговые функции.

Однако реализация амбициозных планов сталкивается с нехваткой инвестиций, вызванной общероссийскими проблемами: экономическими кризисом 2014-2015 гг. и общим замедлением темпов экономического роста по сравнению с 2000-ми гг., затрудненным доступом к кредитным ресурсам из-за санкций против России, скромными объемами иностранных и в целом частных инвестиций по сравнению с расчетами. В этих условиях движущей силой заявленных проектов остаются крупные государственные компании.

Одна из главных проблем состоит в том, что частные компании становятся резидентами ТОР в надежде на кредиты, получают финансовые льготы, занимают участок, но средств для строительства не находят. В результате оснащенные инфраструктурой участки формально заняты, но на них ничего не строится, и значительные бюджетные вложения не дают отдачи. Управляющая компания – Корпорация развития Дальнего Востока уже расторгла договоры со многими резидентами по причине невыполнения ими своих обязательств.

Во многих случаях медленные по сравнению с ожидавшимися темпы создания новых производств на ТОР объясняются бюрократическими проволочками с оформлением передачи земельных участков, доведением бюджетных средств до исполнителей. Наблюдается отставание в сооружении некоторых инфраструктурных объектов, хотя, например, большая часть краевых мощностей по строительству дорог мобилизована на модернизацию или прокладку трасс, ведущих к ТОР, в ущерб другими территориям. Прокуратора выявила многочисленные нарушения сроков готовности объектов инфраструктуры, которые нанесли ущерб резидентам, и необоснованное расходование средств.

Оценки эффективности и стратегии деятельности ТОР недостаточно реалистичны. Создание Свободного порта Владивосток пока принесло больше результатов. За три года резидентами ТОР стали 75 компаний, Свободного порта – 895. Причину местные эксперты видят в том, что его резиденты инвестируют в уже существующие объекты и действующие производственные механизмы. Как бы то ни было, по сведениям администрации края на январь 2019 г. в ТОР инвестировано около 48 млрд руб. из намеченных 967 млрд, создано 3,8 тыс. рабочих мест из планирующихся 26 тыс. ТОР и Свободный порт сравнивают с советскими территориально-производственными комплексами, создание которых заняло потребовало значительного времени, и отдача от которых была отнюдь не сиюминутной.

******

1. Андрей Тарасенко, по первому образованию офицер-подводник (позже, уже занимая высокий пост в рыболовной отрасли, он получил диплом менеджера), в 2010 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора психологических наук и стал профессором. По заключению сетевого сообщества «Диссернет», большая часть диссертации представляет собой плагиат.

2. Васильева Л.А. Может ли Владивосток стать новой столицей России на Тихом океане. Независимая газета, 25.02.2019, http://www.ng.ru/ideas/2019-02-25/5_7517_ideas2.html

3. Теорию «внутреннего колониализма, впоследствии развитую многими авторами на примере разных стран, впервые предложил английский политолог и историк Майкл Хехтер (Michael Hechter. Internal Colonialism: The Celtic Fringe in British National Development, 1536-1966, Berkeley: University of California Press, 1975).

4. Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2030 г., Владивосток, 2018, https://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/economics/development/strategy/pk-25.php

5. Корнейко О.В., Фушэн Ли. Перспективы развития рыбной промышленности Приморского края в контексте китайского опыта. – Территория новых возможностей, Вестник ВГУЭС. – 2017. – № 4. – С. 19-27.

6. Счетная палата подсчитала затраты на стройки для саммита АТЭС, https://lenta.ru/news/2012/07/04/spates/

7. Туровский Р. Приморский край: итоги - 2015, тенденции – 2016, https://www.eastrussia.ru/material/primorskiy-kray-itogi-2015-i-tendentsii-2016-/