Чихачев Алексей
20 декабря 2022
Предлагаем Вашему вниманию восьмую статью рубрики «Новый взгляд». Здесь в свободном доступе мы размещаем статьи молодых российских исследователей о Франции.
Восьмой выпуск подготовил Алексей Юрьевич Чихачев – кандидат политических наук, ассистент Кафедры европейских исследований Факультета международных отношений СПбГУ, эксперт РСМД и Клуба «Валдай».
Приглашаем молодых исследователей (аспирантов, соискателей, младших научных сотрудников), занимающихся политическими, экономическими, социологическими, региональными или культурологическими проблемами Франции, связаться с нами по адресу: daria.frantz@ccifr.ru (просим приложить краткую справку о себе и примеры опубликованных статей).
«Военная экономика» Франции: новые перспективы для экспорта вооружений?
На протяжении 2022 г. одной из наиболее крупных тем, к которым президент Эммануэль Макрон регулярно возвращался в своих выступлениях, стал переход к т.н. «военной экономике» (концевая сноска 1). С точки зрения Елисейского дворца, на фоне роста интенсивности международных конфликтов оборонная промышленность Франции отныне должна переключиться на принципиально иной режим функционирования, чтобы как можно скорее устранить накопившиеся проблемы в обеспечении вооруженных сил страны. Главным приоритетом считается выполнение государственного оборонного заказа, финансирование которого продолжает последовательно увеличиваться с 2018 г. Однако вторым немаловажным направлением работы ВПК остается исполнение контрактов с зарубежными покупателями, ведь, согласно данным SIPRI, по итогам 2017-2021 гг. Париж занимает третье место в списке крупнейших экспортеров оборонной продукции с долей в 11% (концевая сноска 2). Возникает вопрос, каким образом реалии «военной экономики» повлияют на этот статус и насколько активно Пятая республика теперь будет готова продавать технику за рубеж с учетом не только необходимости удовлетворять собственные нужды, но и намерения продолжать поддержку Украины.
Смена акцентов в оборонном строительстве
Примечательно, что тезис Э. Макрона о переходе к «военной экономике», хотя отчасти и является риторическим приемом, на деле оказался не лишен конкретных оснований, поскольку до 2022 г. французские вооруженные силы готовились, как это обычно бывает, «к предыдущим войнам». После завершения биполярной конфронтации и перевода армии на контрактную основу оборонное строительство развивалось с расчетом на то, что вести боевые действия потребуется только в формате ограниченных по времени зарубежных операций для борьбы с асимметричными оппонентами, по сравнению с которыми у Франции всегда будет явный технологический перевес. К этой мысли раз за разом подталкивала специфика приоритетного направления – Тропической Африки, где для сохранения роли регионального «жандарма» Парижу до недавнего времени хватало относительно некрупных контингентов (в пределах нескольких тысяч или даже сотен человек). Активные бои там, как правило, были достаточно скоротечны: в частности, в 2013 г. начало операции «Сервал» по восстановлению территориальной целостности Мали и «триумфальную» поездку президента Франсуа Олланда в Бамако разделило всего около месяца. Соответственно, накопление крупных масс техники, долговременных запасов запчастей и снарядов, сохранение всех этапов производственной цепочки на территории самой Франции не имели ни политической, ни экономической целесообразности. Правительство могло себе позволить длительные согласования военных программ, постоянные переносы сроков ввода техники в строй (пусть и при непременном сохранении широкой номенклатуры выпуска), сокращения кадров в Министерстве обороны. Предприятия ВПК получали возможность развивать свои гражданские подразделения, по объемам деятельности не уступающие чисто военным, а то и превосходящие их: Airbus – пассажирские авиалайнеры, Dassault – бизнес-джеты, Thales – электронику для городского транспорта и т.п.
Теперь же перед оборонной политикой Франции обозначился иной вызов, задающий новый вектор ее дальнейшего развития. Как практически единогласно констатируют эксперты, события на Украине продемонстрировали возвращение на повестку дня конфликтов высокой интенсивности, идущих с вовлечением крупных воинских соединений и при активном использовании артиллерии, ракетных комплексов и беспилотной авиации (концевая сноска 3). Такие конфликты задают гораздо более высокие требования к материально-техническому обеспечению войск, чем те, к которым привык французский ВПК. Прежде всего это касается производства боеприпасов, поскольку, по имеющимся оценкам, за десять лет оборонная промышленность Пятой республики производит столько снарядов, сколько на Украине используется еженедельно (концевая сноска 4). Одной из характерных иллюстраций стали учения Warfighter-2021, проходившие уже в режиме высокой интенсивности, на которых французские войска сумели выполнить поставленную по легенде задачу, но в случае контратаки были бы вынуждены немедленно оставить завоеванные позиции именно из-за слабого снабжения (концевая сноска 5). В течение же 2022 г. обострилась нехватка и самих артиллерийских стволов, в частности самоходных артиллерийских установок (САУ) CAESAR, которые Франция отправила Киеву в количестве 18 штук и тем самым лишилась около четверти этих орудий, стоявших у нее самой на вооружении (частично поставки были осуществлены за счет экспортного контракта с Данией) (концевая сноска 6). Как указывает Министерство вооруженных сил, производство одной САУ такого типа занимало от 18 до 24 месяцев (концевая сноска 7), что делало заранее невозможным быстрое восполнение выбывшей части парка. Эти и многие другие нюансы (невыполнение нормативов по обучению военнослужащих новой бронетехнике, невозможность быстро поднять в воздух все истребители из-за частого техобслуживания и пр.) (концевая сноска 8) показывали неготовность французской армии к конфликтам высокой интенсивности, а значит, при худшем сценарии, – и к длительной обороне национальной территории.
Самоходная артиллерийская установка (САУ) CAESAR, представленная на салоне Eurosatory в июне в Париже.
Оттолкнувшись от данного вывода, руководство Пятой республики решило ускорить адаптацию военной промышленности к изменившимся условиям, назвав именно этот процесс переходом к «военной экономике». Судя по рассуждениям Э. Макрона, не ставится вопрос ни о национализации оборонных компаний, ни о конверсии гражданских предприятий – речь идет лишь о желании ускорить производственные и управленческие процессы в ВПК (концевая сноска 9). Выступая на летнем салоне Eurosatory, президент подчеркнул, что «в качестве верховного главнокомандующего взял на личный контроль заполнение лакун в технике, боеприпасах, оперативных возможностях, а также перезапуск диалога между государством и военной промышленностью, масштабирование этого вопроса на уровень Европы» (концевая сноска 10). Как упоминалось выше, продолжает расти оборонный бюджет: на 2023 г. он составит 44 млрд евро, что на 3 млрд выше прошлогоднего (концевая сноска 11) – правда, этот рост планировался еще по семилетнему закону о военном планировании (LPM), принятому в самом начале правления Э. Макрона. Предполагается принять в том же 2023 г. новый LPM, который действовал бы до конца десятилетия и продолжал восходящую траекторию расходов. Пока же посыл главы государства к промышленникам состоял в том, чтобы последние производили технику в больших количествах, быстрее и желательно целиком на территории Франции (или в кооперации с другими странами ЕС, но не с США). Профильные ведомства, добавил министр Вооруженных сил Франции Себастьен Лекорню на сентябрьском круглом столе с предпринимателями, пойдут ВПК навстречу, оперативнее предоставляя обратную связь об использовании полученных образцов техники и сокращая всевозможные бюрократические проволочки (концевая сноска 12).
Принципиальное значение приобрел тот факт, что курс на построение «военной экономики» был закреплен не только в риторике первых лиц, но и в новом основополагающем документе – Стратегическом национальном обзоре, представленном президентом в ноябре 2022 г. (концевая сноска 13). В нем перед оборонной политикой страны ставилось 10 задач, одна из которых (№3) сводилась к проведению внутренней мобилизации ВПК с учетом требований конфликтов высокой интенсивности. Указывалось, что основными приоритетами должны стать создание стратегических запасов материалов, запчастей и амуниции; сокращение зависимости от внешних поставщиков; упрощение и ускорение серийных поставок. Авторы предложили выработать детальный план развития оборонной промышленности, который подразумевал бы, в частности, создание общенационального «пула» боеприпасов, пополняемого всеми производителями сообща. Выделена особая роль государства в сохранении притока инвестиций в ВПК, особенно в контексте растущего скепсиса со стороны банков из-за угрозы невключения оборонной промышленности в перечень «зеленых» отраслей по таксономии ЕС (концевая сноска 14). В привязке к задаче №6 (укрепление стратегической автономии Европы) уточнялось, что Франция, как и в прежние годы, будет выступать активной сторонницей кооперации на общеевропейском уровне, поддерживая все крупные инициативы в этом направлении (программу PESCO, Европейский оборонный фонд и пр.) и считая необходимым выработать специальный механизм для обмена техникой между странами ЕС (концевая сноска 15). Кроме того, в Обзоре встречались указания на продолжение модернизации компонентов ядерного сдерживания (ПЛАРБ и их баллистических ракет), совершенствование инфраструктуры кибербезопасности, создание новых технических решений для нужд разведки, в т.ч. основанных на искусственном интеллекте и квантовых вычислениях (концевая сноска 16).
Президент Франции Эммануэль Макрон 9 ноября в Тулоне представил новый выпуск Стратегического национального обзора.
Такая логика рассуждений, казалось бы, не слишком располагает к активному экспорту военной продукции, тем более что в Обзоре он оказался практически обойден вниманием. Реалии конфликтов высокой интенсивности требуют сосредоточиться на оснащении собственной армии, из-за чего зарубежные клиенты как будто бы приобретают второстепенное значение. Тем не менее представляется, что начинающаяся внутренняя перестройка французской оборонной отрасли, напротив, может принести ей во внешнеэкономическом плане некоторые преимущества, используя которые Париж будет способен претендовать на укрепление своих позиций на мировом оружейном рынке.
Развитие экспортных успехов
Для более точного понимания экспортной специфики стоит напомнить, что во Франции продажи вооружений иностранным клиентам по ряду соображений обычно являются предметом весьма пристального внимания со стороны государства. С одной стороны, они позволяют снабжать оборонные предприятия дополнительными заказами, а значит, сохранять научно-технические компетенции и рабочие места. По данным Генерального управления казначейства, до 30% оборота крупнейших предприятий ВПК обеспечивает именно деятельность по зарубежным контрактам, что положительно влияет на торговый баланс страны (концевая сноска 17) и говорит о способности отрасли выдерживать конкуренцию в международном масштабе. С другой стороны, поставки техники иностранным клиентам служат в качестве политического инструмента – для подтверждения амбиций Парижа в том или ином регионе мира. Например, присутствие Пятой республики в Индо-Пацифике стало более весомым, как только начало сопровождаться военно-техническими связями с Индией и Австралией. В 2012-2017 гг. с подачи тогдашнего министра обороны Жан-Ива Ле Дриана был выработан комплексный подход к военному экспорту, согласно которому государство оказывает бизнесу полную поддержку в поиске зарубежных покупателей, подключая все доступные инструменты экономической дипломатии и используя льготные схемы кредитования (концевая сноска 18). В качестве «флагманского» проекта был выбран истребитель Rafale, продажи которого удалось запустить после долгих лет неудач и доработок. В результате экспорт вырос уже в 2016 г. до аномального показателя – 17 млрд евро при привычном ориентире всего в 5-6 млрд (по совокупной стоимости подписанных за год соглашений).
Примечательно, что в течение первого президентства Э. Макрона прежняя линия, как и в целом ставка на Rafale, была преемственно продолжена. Согласно статистике SIPRI, в географическом измерении главными партнерами Франции оставались, как правило, государства Ближнего Востока: Египет, Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ, которые продолжали проявлять стабильный интерес к продукции авиастроения и, в меньшей степени, других секторов (концевая сноска 19). В частности, Каир в несколько этапов заказал 54 истребителя Rafale, а в самом конце 2021 г. Эмираты согласились разместить наиболее крупный заказ на 80 таких машин. Однако в отличие от своих предшественников администрация Э. Макрона стремилась активнее выходить и на другие рынки с другой техникой, имея в виду прежде всего страны ЕС. В отдельные годы долю Европы в оборонном экспорте удавалось доводить до 40%, чему способствовали поставки бронеавтомобилей Griffon и Jaguar в Бельгию, вертолетов NH90 в Испанию и вновь Rafale – в Грецию и Хорватию (концевая сноска 20). Как очевидно из Рисунка 1, к обновлению рекорда 2016 г. эти и другие сделки пока не привели, однако в среднем продажи военной техники все равно держались на высоком уровне около 8 млрд евро ежегодно. Исключением стал коронакризисный 2020 г., когда были заключены соглашения лишь на 4,9 млрд, хотя разницу удалось восполнить год спустя (11,7 млрд). Вместе с тем имели место и болезненные неудачи: проигранные тендеры по истребителям для Финляндии, Швейцарии и Бельгии и громкое расторжение сделки по подлодкам Barracuda с Австралией из-за создания коалиции AUKUS.
Хотя в условиях конфликтов высокой интенсивности на первый план выходит задача оснащения своих вооруженных сил, начало второго срока Э. Макрона показало, что по собственной воле делать какую-либо паузу в заключении новых сделок французская сторона не намерена. Как известно по информации из зарубежных СМИ, в 2022 г. работа велась по всем направлениям, где это только возможно: с Индонезией обсуждается перспектива строительства подлодок Scorpène; с Индией – поставки самолетов Rafale M для авианосца Vikrant; с Саудовской Аравией – подписание «мегаконтракта» на 100 истребителей или более; с Австралией – возможность частичного восстановления сделки по субмаринам. Как настаивал президент на том же салоне Eurosatory, французский военный экспорт уже доказал, что имеет «беспрецедентные перспективы» (концевая сноска 21), вследствие чего остается лишь последовательно продолжать прежний курс. Это еще раз возвращает к мысли о том, что переход на «военную экономику» станет отнюдь не препятствием, а стимулом для зарубежных поставок, создав для них ряд благоприятных обстоятельств.
Министр Вооруженных сил Франции Себастьен Лекорню 18 октября на военно-морском салоне Euronaval 2022 в Ле-Бурже (Париж).
Во-первых, положительное значение для экспорта будет иметь обещанное ускорение производственных и управленческих процессов в ВПК. Не следует забывать, что каждый из подписанных контрактов, особенно если вопрос касается крупной партии самолетов или строительства кораблей, реализуется отнюдь не за один год. Например, первый контракт с Нью-Дели по истребителям был подписан в 2016 г., но свой первый Rafale индийская сторона получила лишь три года спустя. Значительная часть времени уходит не только на сам процесс производства, но и на различные межведомственные согласования, уточнение многочисленных характеристик закупаемой техники, юридические разбирательства (как в том же индийском случае), а также обучение военнослужащих и производство боеприпасов (когда это является частью сделки). Если французский ВПК научится проходить все эти этапы быстрее, то умение работать в сжатые сроки без потери качества можно будет преподносить на тендерах как немаловажное конкурентное преимущество.
Во-вторых, активизация производства всех видов техники даст шанс уйти от «рафалезависимости» и провести хотя бы частичную диверсификацию продаж. Конфликт на Украине и поставки французских вооружений Киеву позволяют производителям заново оценить, насколько успешно те или иные образцы проявляют себя в реальных условиях, какие требования боевые действия высокой интенсивности задают с точки зрения подвижности техники, бронирования, возможностей ремонта, дальности стрельбы и пр. В свое время взлет продаж Rafale в середине 2010-х гг. во многом объяснился их успешной проверкой в Ливии, Сахеле и Ираке, где они продемонстрировали свои возможности в плане проведения воздушной разведки и нанесения ракетных ударов. Теперь же, учитывая специфику вооружений, передаваемых Францией Украине, может произойти всплеск экспортной популярности наземной техники – зенитно-ракетных комплексов и упомянутых выше САУ CAESAR (если в ближайшее время Париж не примет решение направить что-либо еще). К слову, именно CAESAR, по данным Минобороны, явственнее всего почувствуют эффект ускорения производств: вместо 18-24 месяцев каждая установка теперь должна производиться всего за 12 (концевая сноска 22). Данные артиллерийские системы и ранее пользовались достаточно широким спросом (со стороны Дании, Чехии, Саудовской Аравии и др.), но с новым подходом и пройденной проверкой украинским конфликтом они наверняка станут еще более востребованными.
В-третьих, ожидаемое в рамках «военной экономики» замыкание промышленных цепочек внутри самой Франции сделает ее экспорт менее зависимым от внешних игроков. В последние годы неоднократно случались эпизоды, когда другие страны временно блокировали французские продажи под предлогом наличия собственных комплектующих. Так, в 2018-2019 гг. буксовали договоренности Парижа и Каира по истребителям, поскольку в их ракетах SCALP использовались детали американского производства, вследствие чего США, опираясь на свой правовой механизм ITAR, требовали согласования с собой всех параметров сделки. Не все было гладко и в отношениях с европейскими партнерами, о чем в 2019 г. свидетельствовало несогласие Германии на французские поставки Саудовской Аравии ракет Meteor, содержавших немецкие компоненты. И с США, и с Германией Э. Макрону в итоге удалось добиться рамочных соглашений для пресечения подобных эпизодов, однако лучшей гарантией на будущее все равно была бы промышленная автономия, тем более что она удачно вписывается в планы Э. Макрона по комплексной реиндустриализации Франции.
Президент Франции Эммануэль Макрон 27 октября в ходе поездки в департамент Шер (регион Центр – Долина Луары), посвященной вопросам обороны и ВПК.
В-четвертых, переключение в режим «военной экономики» делает ВПК Пятой республики лучше подготовленным к меняющейся конъюнктуре мирового рынка вооружений. С учетом общего роста международной напряженности, повышения оборонных расходов европейских стран, продолжения программ по перевооружению армий в ряде государств Ближнего Востока и Азии совокупный спрос на продукцию военного назначения, скорее всего, в ближайшие годы будет только расти. Следовательно, Франции, чтобы дать на этот спрос адекватный ответ, в любом случае пришлось бы наращивать военно-промышленные мощности даже без каких-либо особых заявлений президента. Некоторые выгоды, хотя на данный момент трудно просчитываемые, Париж может получить от санкций против России, ведь риски попасть под вторичные ограничительные меры Запада и необходимость использовать альтернативные схемы взаиморасчетов неизбежно принимаются во внимание иностранными клиентами российского ВПК. Хотя повальных отказов от заключения контрактов с Москвой пока не наблюдается (концевая сноска 23), Пятая республика получает дополнительный стимул активизировать борьбу за те ниши, в которых Россия могла бы или еще продолжает выступать ее конкурентом, – главным образом, истребители и бронетехника. В глазах таких стран, как Индия, Индонезия или ОАЭ, сотрудничество с Парижем может выступать в качестве приемлемого «третьего пути» на фоне не только России, но и США, чья техника зачастую поставляется в сочетании с разнообразными политическими требованиями к покупателям.
Таким образом, следует ожидать, что в ближайшей перспективе французский экспорт вооружений как минимум сохранит набранный за последние годы темп или, вполне вероятно, даже вырастет в случае получения еще двух-трех особо крупных контрактов на ближневосточном и азиатском направлениях (вкупе с рядом более локальных успехов в пределах ЕС). Анонсированный переход на рельсы «военной экономики» позволит удовлетворять не только внутренний, но и внешний спрос, сохранить широкую номенклатуру выпускаемой техники и нарастить производственные мощности. Однако говорить о том, что Франция находится в уникальном положении, было бы преувеличением, ведь схожие процессы начинаются в большинстве западных стран. В частности, обращает на себя внимание «смена эпох» в обороне ФРГ (Zeitenwende), в рамках которой Берлин будет не только резко увеличивать военные расходы, но и пересматривать свою обычно сдержанную экспортную политику (концевая сноска 24). Кроме Германии, прямыми конкурентами Парижа остаются Испания и Италия, способные перехватывать контракты у французов, например, в судостроении. В крайне выгодном положении оказывается американский ВПК, с продукцией которого в Европе (F-35, ЗРК Patriot и др.) Парижу конкурировать особенно тяжело. Следовательно, многое по-прежнему будет зависеть от слаженности действий дипломатов, бизнесменов и военных, способности французской стороны предлагать убедительное соотношение цены и качества на каждом конкретном тендере.
Ссылки:
1) Visite du salon Eurosatory // Présidence de la République. 13.06.2022. URL: https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2022/06/13/visite-du-salon-eurosatory-2022 (дата обращения: 11.12.2022)
2) International arms transfers // SIPRI. March 2022. URL: https://www.sipri.org/research/armament-and-disarmament/arms-and-military-expenditure/international-arms-transfers (дата обращения: 11.12.2022)
3) Enjeux de défense : à quelles menaces et défis la France doit-t-elle faire face ? URL: https://www.youtube.com/watch?v=6GoNmLwcPlU (дата обращения: 12.12.2022)
4) L’armée française « doit être capable de défendre notre territoire pendant de longues durées », plaide le général Vincent Desportes // FranceInfo. 09.11.2022. URL: https://www.francetvinfo.fr/economie/emploi/metiers/armee-et-securite/video-l-armee-francaise-doit-etre-capable-de-defendre-notre-territoire-pendant-de-longues-durees-plaide-le-general-vincent-desportes_5466451.html (дата обращения: 12.12.2022)
5) Rapport d’information sur la préparation à la haute intensité // Assemblée nationale. 17.02.2022. URL: https://www.assemblee-nationale.fr/dyn/15/rapports/cion_def/l15b5054_rapport-information# (дата обращения: 12.12.2022)
6) Франция в ближайшее время поставит Украине шесть САУ Caesar // ТАСС. 10.11.2022. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/16286077 (дата обращения: 12.12.2022)
7) Economie de guerre : les quatre engagements de Sébastien Lecornu // Ministère des Armées. 08.09.2022. URL: https://www.defense.gouv.fr/actualites/economie-guerre-quatre-engagements-sebastien-lecornu (дата обращения: 12.12.2022)
8) Op. cit. (Rapport d’information...).
9) Op. cit. (Visite du salon...).
10) Ibid.
11) De Fougières M. Budget 2023 : « Une grande armée au service d’une démocratie » // Institut Montaigne. 16.11.2022. URL: https://www.institutmontaigne.org/analyses/budget-2023-une-grande-armee-au-service-dune-democratie (дата обращения: 13.12.2022)
12) Op. cit. (Economie de guerre...).
13) Revue nationale stratégique 2022 // SGDSN. URL: http://www.sgdsn.gouv.fr/communiques_presse/revue-nationale-strategique-2022/ (дата обращения: 13.12.2022). P. 35-36.
14) Ferey A., de Roucy-Rochegonde L. “Don’t Bank on the Bombs”: New European Standards Affecting the Defense Industry // Briefings de l’Ifri. 22.09.2022. URL: https://www.ifri.org/en/publications/briefings-de-lifri/dont-bank-bombs-new-european-standards-affecting-defense-industry (дата обращения: 13.12.2022)
15) Op. cit. (Revue…). P. 41-42.
16) Op. cit. (Revue…). P. 31-32, 37-38, 46-47.
17) Soutien financier aux exportations de défense // DGT. 15.02.2022. URL: https://www.tresor.economie.gouv.fr/Articles/c29bc1b5-2f11-4ad5-b170-9748c7247dc4/files/cf281e12-91ec-442d-b66a-70153e7a (дата обращения: 13.12.2022)
18) Чихачев А.Ю. Политика Франции в вопросах экспорта вооружений: особенности и перспективы // Вестник ВолГУ. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2019. № 1. С. 196-206.
19) SIPRI Arms Transfers Database. URL: https://armstrade.sipri.org/armstrade/html/export_values.php (дата обращения: 14.12.2022)
20) Чихачев А.Ю. «Европейский поворот» в военном экспорте Франции // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2021. № 2. С. 85-92.
21) Op. cit. (Visite du salon...).
22) Op. cit. (Economie de guerre...).
23) С начала года Россия заключила контракты по экспорту вооружений на 1 трлн рублей // Ведомости. 15.08.2022. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2022/08/15/936082-rossiya-zaklyuchila-kontraktov-na-trln (дата обращения: 14.12.2022)
24) Scholz O. The Global Zeitenwende: How to Avoid a New Cold War in a Multipolar Era // Foreign Affairs. January/February 2023. URL: https://www.foreignaffairs.com/germany/olaf-scholz-global-zeitenwende-how-avoid-new-cold-war (дата обращения: 14.10.2022)
_________________________
Фото с сайтов www.dassault-aviation.com, www.elysee.fr и www.defense.gouv.fr.